"Невежественность обречена каждое дело начинать с начала
 
И только путем долгих и разорительных ответов достигать
 
тощих результатов."
 
М.Салтыков-Щедрин
Встреча с генеральным директором НПЦ, кандидатом технических наук Владимиром Николаевичем Татаренко, я помню,
состоялась во второй половине мая 1992 года. НПЦ «Информатика» размещался на Подоле, по ул.Фрунзе, 12. Когда
я подошёл к дому, оказалось, что это здание бывшего комбината питания Киевского научно-исследовательского института
авиационных технологий (КНИИАТ), о чём свидетельствовала неснятая вывеска. Впоследствии я выяснил, что мой будущий
шеф раньше работал в КНИИАТ начальником одного из ведущих отделов./font>
Когда начались «смутные времена», он договорился с болгарами об организации совместного предприятия по выпуску колёс для автомобилей.
В Болгарии отливали заготовки из алюминиевого сплава, переправляли их в Украину, где происходила их механическая обработка,
балансировка и сбыт. Этим направлением занимался один из его заместителей. . Было еще одно направление – прозаическая
торговля импортной обувью. Этим занимался другой заместитель. Полученную прибыль шеф тратил на свою заветную мечту –
создание украинского электромобиля. Вот этим-то вопросом мне как бы предстояло заниматься.
Все мои попытки высказать сомнение в достаточности моих знаний даже не в области электромобилестроения, а в элементарном
автомобилестроении, Владимир Николаевич сразу отмёл:
- Вы будете в основном заниматься вопросами финансирования проекта. Я вас познакомлю с сотрудниками Министерства промышленности.
Вы солидный человек, и вас везде воспримут должным образом.
Мне положили зарплату в 5000 купоно-карбованцев, что было почти в 4 раза больше, чем в объединении, и я решил рискнуть.
В принципе я не проиграл, ибо находить общий язык в верхах я умел, а большего от меня и не требовалось.
Cобственно конструированием автомобиля занимался сам шеф и молодой инженер Виктор Соляник, пять лет тому назад закончивший Киевский
автодорожный институт и принятый на должность главного конструктора.Основные контакты мне приходилось поддерживать в Министерстве
промышленности и транспорта Украины, которое тогда находилось на ул. Предславинской. Меня туда обычно доставлял «Мерседес-240»,
принадлежавший генеральному директору. Иногда вместе со мной привозили пару автомобильных колёс или канистру бензина для нужд
нужных нам трудящихся Министерства. В обмен на это по сделанным мною предварительным сметам нашему НПЦ выделяли на очередной
квартал определённую сумму на развитие украинского электромобилестроения. Далее я составлял отчёты о целевом расходовании этих средств.
Вторым и последним официальным источником, поддерживавшим строительство украинского электромобиля, был Комитет по научно-техническому
прогрессу при Кабмине Украины. Размещался он в красивом особняке на ул. Шелковичной. Здесь я поддерживал контакты с обаятельным
доктором физико-математических наук Сергеем Владимировичем Корсунским, занимавшим высокий пост Главного специалиста отдела
государственных научно-технических программ, экспертизы, конкурсов и финансирования. В этой инстанции денег, как правило,
удавалось получить гораздо меньше.
За добытые таким образом деньги был куплен «Запорожец», шасси которого использовали в качестве основы для будущего электромобиля.
Еще были приобретены импортные аккумуляторы. Затем был заключен договор со специализированными мастерскими,
которые начали создавать пластмассовый кузов нашего первенца.
Вот такая у меня началась, на первый взгляд,
интересная работа в середине 1992 года. Но в памяти моей надолго остались воспоминания о 36-ти годах непрерывного труда в
Киевском производственном объединении им. С.П.Королёва.
Дела в моём центре «Информатика», как, собственно говоря, и во всей нашей стране, шли всё хуже. Деньги, вырученные
от продажи вещей, завезенных из Германии, мой шеф полностью вложил в изготовление опытного образца электромобиля.
Машина получилась неплохая на вид, но был в ней один очень существенный недостаток. Наши отечественные аккумуляторные
батареи позволяли проехать на ней до очередной подзарядки не более 15-20 км, а нужные импортные аккумуляторы стоили безумно дорого.
Кроме того, наша автомобильная промышленность сидела на мели из-за значительных капиталовложений в переоборудование
Запорожского автозавода. Поэтому все дотации для наших экспериментов из госбюджета были полностью прекращены.
Я уже давно понял всю бесперспективность мечтаний моего шефа о создании электромобиля.
Уж, больно время было неподходящее – страна была на грани дефолта.