Дельтапланеризм

ДЕЛЬТАПЛАНЕРИЗМ

Как давно это было… 1987 год, МИФИ, горка в «Коломенском», дельтаплан «Славутич УТ» массой 42 килограмма, построенный силами предыдущего поколения пилотов… Нас было всего несколько человек, «чайников», которые пришли учиться ЛЕТАТЬ. А потом была весна, первый полет с вершины горки в «Коломенском», сборы в Коктебеле, и первый полет с вершины Горы Клементьева. Мы хотели летать до фанатизма, мы таскали этот немыслимо тяжелый дельтаплан на верх северного склона Климухи, по несколько раз в день, не чувствуя тяжести, и понимали, насколько это было тяжело, только ночью, когда не могли найти позу, в которой можно было нормально заснуть. А потом был проект нового аппарата (что-то вроде «Атласа», конструкции Коли Лобанова), долгие ночи над швейной машинкой в клубе «Сокол», который приютил полубездомных МИФИстов (у нас была всего лишь каморка, где невозможно было строить аппараты), и первая «парежка» на этом аппарате на той же Климухе. Прошло два года – и новый проект, спортивный дельтаплан «Маэстро» (совместное творение меня и Игоря Кучерова). До сих пор я удивляюсь, как сумел воплотить в жизнь идеи столь авангардные для того времени, и как сумел довести этот аппарат – так много там было нового и необычного. Жаль лишь, что не сумел первый раз улететь на маршрут именно на «Маэстро», но так уж сложилось, аппарат тут не при чем… А потом появился «Призрак» конструкции Бори Сыромятникова, на котором я улетел на 30 с лишним километров в Казахстане после первого же старта с Уш-Конура. Это был первый мой полет с Уш-Конура, первый полет на «Призраке» и первый полет моего аппарата вообще. Этот дельтаплан подарил мне много часов удовольствия, полеты на нем доставляли только приятные ощущения. На нем я первый раз поднялся в небо Франции.

Франция… Наверное, для каждого русского человека эта страна является чем-то бОльшим, чем просто частью Европы. Помните, "…увидеть Париж и умереть!", для многих это не просто слова. Я впервые побывал там в 1999 году, мы несколько недель летали во французских Альпах. Эта страна и ее жители сразу покорили меня своим отношением к жизни, отношением к полетам. Для того, чтобы летать во Франции, не нужны никакие разрешения, допуски и тому подобные документы, столь любимые нашими чиновниками от авиации. Вы просто можете приехать туда и летать в свое удовольствие. (Кстати, такая ситуация с формальностями отнюдь не во всей Европе. Например, в Германии система допусков и лицензий еще покруче нашей, российской.) Авиационные виды спорта очень популярны во Франции. В отличие от наших «крутых» пилотов, которые относятся к дельтапланеризму именно как к спорту, для которых «голы, очки, секунды» – непременный атрибут полетов, и которым неинтересно летать вне соревнований, французы, в массе своей, летают исключительно ради удовольстия. Для них полеты - это отдых, причем семейный. Жена пилота, чаще всего, выполняет функции водителя автомобиля подбора, а дети помогают в организации семейного быта - ведь живет вся семья, обычно, в кемпинге. Мне самому гораздо ближе такое отношение к полетам, жесткий соревновательный график меня всегда тяготил, а агрессивная работа в толпе, которая совместными усилиями «центрует» термик, доставляет мне мало удовольствия. В 1998 году я выполнил нормативы Кандидата в Мастера Спорта и с тех пор в соревнованиях не участвовал.

Дельтапланеризм всегда был не столько спортом, сколько образом жизни, особенно в нашей стране. Путь в небо для дельтапланеристов достаточно сложен и тернист, к тому же обучение представляет из себя достаточно длительный процесс. Все это очень хорошо способствует сплочению группы «чайников», которые вместе учатся летать, и формированию близких отношений с инструкторами. В дельтапланеризме не бывает случайных людей - слишком тяжело проходит процесс обучения. Дельтапланеристы чувствуют себя частью некоего интернационального «братства», мне не раз приходилось оказываться в ситуации, когда совершенно незнакомые пилоты (в том числе и не из России) оказывали мне совершенно безвоздмездно те или иные услуги, которые требовали от них немалых затрат времени и сил. Да и сам я не представляю себе возможности действовать иначе.

На этом сайте, в нескольких разделах, посвященных полетам на дельтаплане, я попытался поделиться своим опытом, который накопил за много лет полетов и инструкторской деятельности. Во многом, это мой субъективный взгляд, не стоит относиться к этому, как к истине в последней инстанции. Но мне хочется верить, что эта информация для кого-то окажется полезной.

Разделы родственного сайта, посвященные дельтапланеризму:

   Rambler's Top100