Народ, церковь и образование
Возврат
На главную страницу
Актуальные новости
Первым старостой храма после возобновления работы 4.06.2001 г был Суздалов Иннокентий Васильевич.В настоящее время Меньшикова Антонина Васильевна

В храме идут еженедельные службы под руководством отца Василия (Облецов Василий Валентинович), священника Алешинской церкви.Из-за его возраста только по праздникам.




Священники Михаило Архангельской церкви:

В 1647 году: Артемий Иванович Сапожников

-1710 -1722 Федор Герасимович Швецов

1722 - 1746 Григорий Федорович Швецов

1746 - 1754 Иван Григорьевич Швецов

1754 - 1785 Григорий Михайлович Жуков

1770 - 1773 Леонтий Григорьевич Жуков

1773 - 1806 Иоанн Герасимович Яхлаков (17..-1811)

1806 - 1834 Михаил Иоаннович Яхлаков

1834 - 1875 Соколов Иоанн Алексеевич (1812-1875)

1876 - 1877 Соколов Феодор Иоаннович (1840-1877)

1877 - 1894 Заварин Александр Петрович (1832-20.10.1894)

1894 – 1929 Клочков Алексей Дмитриевич (1870-1932)

1915 - 1923 Сергей Константинович Пуртов (второй священник)

1923 - 1932 Клочков Александр Алексеевич (1899-194…)

1932 - 1937 Филиппов Александр Кузмич (1879 - )

2001 - 2005 Галич Федор Иванович

2001, 2005 - 2014 Облецов Василий Валентинович



Диаконы церкви:

до 1875 года: Сапожников Петр

1775 - 1806 Сапожников Василий Петрович

1806 - 1856 Сапожников Яков Васильевич

1837 - 1856 Сапожников Михаил Яковлевич

1845 - 1892 Попов Стефан Иоаннович

1892 - 1909 Попов Андрей Иоаннович

1909 - Попов Афонасий Андреевич



Пономари (дьячки, псаломщики):

В 1647 году: Шихирин Харитон Емельянович
и Авраам Малахиев

1775 - 1817 Сапожников Антон Алексеевич

1778 - 1808 Сапожников Лев Алексеевич

1817 - 1857 Сапожников Леонтий Антонович

1857 - 1860 Воронцов Павел Андреевич

1860 - 1866 Булатов Евфимий Иоаннович

1866 - 1887 Булатов Николай Евфимиевич

1887 - 1906 Скворцов Николай Александрович

1906 - 1908 Попов Константин Иванович

1908 - 1909 Шушнин Иван Григорьевич

1909 - 1923 Тюрнин Петр Прокопьевич

1912 - 1913 Тюрнин Евгений Алексеевич

1913 - 1917 Белов Александр Яковлевич

1923 - 1932 Бурцев Василий Васильевич



( Здесь краткие биографии священников)

Народ, церковь и образование

     Статья: Токмаков Н.М., уроженец дер. Б.Стройково

По мнению историка–религиоведа Грекулова Е.Ф. - «Церковь в союзе с самодержавием выступала в роли неистового гонителя просвещения народных масс, в роли рассадника невежества и самой темной идеологической реакции». Это в глобальном, политическом плане, а на низовом плане можно однозначно сказать , что церковь имеет несомненные заслуги на определенном этапе истории в поддержании нравственности и распространении грамотности среди населения.
В дореволюционный период, когда церковь не была еще отделена от государства, ей вменялось в обязанности организация земских и церковно-приходских школ для детей сельского населения. Обучение было исключительно бесплатным. Именно с деятельностью церкви на территории Верхне-Лалья связана организация обучения грамотности.

По архивным данным церковь в Верхнелалье появилась чуть ли не в 16 веке. Она поднялась в деревянном исполнении и несколько раз перестраивалась, переоборудовалась. Нынешний храм был освящен в честь защитника русского воинства Архистратига божия Михаила . Приход этой церкви складывался не позднее 2-й половины 16 века, а вероятно еще ранее. Точных данных о строительстве первой церкви нет. В "Актах Холмогорской и Устюжской Епархии" она упоминается в 1625 году: "Из Верхолали поп дани платит 40 бел, обьезду 6 алтын 4 денги..." Судя по размеру налога приход был не велик, но вполне сравним с другими. Спустя двадцать лет упоминается уже два здания церкви.
В писцовой книге Сольвычегодского уезда 1645 записано: "В Лалской же волости на реке Лале погост. церковь Михаила Архангела студеная клетцки да церковь теплая с трапезою Прокофии Устюжского чудотворца а в церквах образы местные" (РГДА Ф 1209, оп.1, дело 451)
Переписная книга 1647 уточняет, что во вдоре церкви находится просвирня с проживающими в ней жильцами, дома попа, дьяка, пономаря. Также дома двух половников. Кроме этого на земле принадлежащей церкви находится ещё шесть крестьянских домой.
В 1710 году "В той же Лальской волости Верхлальской приход а на погосте церковь теплая Прокопия праведнаго Чюдотворца и великомученика Георгия, другая церковь Троицы Живоначальныя да архангела Михаила холодная, верх шатровой". Около церкви также шесть домов: церковного притча, одного половника, церковного сторожа и просвирня с просвирницей.
В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года упоминалась Архангельская церковь в Верхолальской волости, в Сольвычегодском уезде.
В 1788 г. в приходе числилось 1125 человек, в 1868 г. – 2189 человек.
С 1791 года "по указу Вологодской Духовной Консистории Верхолальская Михайло-Архангельская церковь изьята из ведения Лальского Благочинного и переведена в ведомство Усольское" то есть Сольвычегодское.
Причта по штату, Высочайше утверждённого в 1855 г., положено быть одному священнику с дьяконом и псаломщиком." Фактически в последствии в штате существовала должность пономаря.
С 1874 учреждено:Настоятель, священник, два псаломщика. Фактически жалование получали Священник, диакон, пономарь
С августа 1915 года штат церкви утвержден: 2 священника, диакон, 2 псаломщика и просфорня.
Строительство основного здания новой церкви, которое сегодня украшает верхнелальскую землю, начато в 1900 году и продолжалось 8 лет, до 1908 г. Сбор средств начался ещё в 1996 году. Основное здание теплой церкви с колокольней было закончено после 1905 года. В теплой церкви с правой стороны ещё в 1903 году был освещен престол Архангела Михаила, позднее с лева престол Прокопия Праведного Устюжского . К основному зданию в одной связи с ним пристроена церковь Покрова Божьей матери.
Со строительством не все так просто было, даже в 1909 году всё ещё не были закончены работы по внутреннему убранству церкви.

Местом для строительства стало старое кладбище, на котором уже стояла каменная церквь. В описании церквей Сольвычегодского уезда сделанное для Вологодской Епархии в 1854 году дается такая характеристика обьектов: Ныне существует двухэтажная каменная церковь об одной главе. Нижняя теплая во имя святого праведного Прокопия Устюжского Чудотворца освященная в 1774 году (клировая ведомость 1905 года утверждает что стройка закончена в 1773 году) и холодная верхняя во имя Архистратига Божия Михаила и прочих сил Бесплотных, освещенная в 1784 году. Каменная колокольня построена с дозволения епархиального начальства в 1828-м году на западной стороне церкви, в особенном корпусе — отдельно.
Во всей нижней церкви пол чугунный, Иконостас трехярусный гладкий позолоченый листовым золотом. Святые иконы в нижнем ставе из древнего Прокопиевского храма столпового письма. В Иконостасе по левую сторону царских врат святой образ Божией Матери честного его Покрова, на нем венцы и риза серебряные под золотом, а левая сторона обложена медью.
В верхней церкви иконостас простой четырехярусный гладкий, местами позолоченый. Стены и своды раскрашены красками, а пол в алтаре и церкви выкрашен.
Ранее до этих церквей на этом же месте стояли в двух корпусах церкви деревянные, с таковой же (деревянной) отдельной колокольней, 1-я холодная во имя Живоначальной Троицы с приделом Архистратига Михаила и 2-я теплая во имя святого праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, с приделом святого великомученика Георгия.
Как видим из описания церквей, после реконструкции или расширения как официально называлась перестройка здания, теплой стала церковь Михаила Архангела.
Реконструкция церкви началась по острой необходимости. Уже в 1874 году каменная колокольня имела существенный крен, позднее была подперта от падения в сторону юго-западного угла. Вход на второй этаж церкви вел деревянной лестницей и заметно обветшал, кровля этого хода требовала срочной замены. Фундамент церкви сильно ослаб, разрушился частично. Поэтому все накопившиеся проблемы было решено устранить радикально, путем постройки более просторной и красивой церкви в каменном исполнении, покрытием кровли металлом и высокой колокольней. Звон колоколов 30-метровой колокольни был слышен в соседнем приходе на Виледи в 30-ти километрах от Верхне-Лалья.
Перестраивали церковь силами прихожан и средства на строительство собирали с прихожан. Видимо, взносы крестьян были немалые, так как церковь получилась и красивая, и большая, и капитальная. Солидный куш в церковную денежную кассу на строительство внес известный верхнелальский купец, разбогатевший на скупке и продаже льна, Токмаков Николай Александрович.
В настоящее время уже не возможно выяснить какими суммами располагали земляки для взносов в фонд строительства. Надо полагать, что это были рубли и копейки. Взносы делались часто, по мере появления необходимости. До сих пор не обнаружено документов упоминаемых финансирование строительства со стороны церковного руководства. Стройка вероятно осуществлялась на деньги жителей, непосредственным участием в работе.
Документальным подтверждением крупных взносов является журнал Вологодские Епархиальные Ведомости N18 от 15 сентября 1896 года. Крестьянин Николай Токмаков Сольвычегодского уезда пожертвовал 1000 рублей на расширение М-Архангельского Верхолальского храма Сольвычегодского уезда. Тот же номер сообщает: крестьянка Евдокия Гундюхина на расширение М-Архангельского Верхолальского храма Сольвычегодского уезда пожертвовала 100 рублей. Такие крупные взносы делались в начале строительства, когда у людей ещё были свободные деньги. Затем стройка требовала регулярного внесения денег и крупные суммы уже не накапливались.
Воспоминания земляков утверждают, что колокол для церкви предоставил Николай Александрович. Он был полностью сделан по его заказу. В городе Слободском отлили колокол весом в триста шестьдесят пудов и язык к нему в двенадцать пудов. В перевозке участвовало до пятнадцати лошадей. Колокол поднимали в 1897 году при сходе всех жителей на еще недостроенную колокольню.
Епархиальные Ведомости 1910 года N13 от 1 июля сообщают о пожертвовании от Николая Токмакова в Верхолальскую Михаило Архангельскую церковь 900 рублей на устройство иконостаса и 100 рублей на поминовение.
Силами прихожан на месте старого кладбища вокруг действующей церкви был вырыт огромный котлован по всему периметру будущего храма— под фундамент. Возили валуны и выкладывали по контуру здания. Крупные камни обнаруживаются и по контуру ограды, т.е. каменная ограда имела капитальное основание (её, ограду, позднее в 40-50 годах разобрали на хозяйственные нужды).
Кирпич делали из местного материала. Глину брали рядом в угоре со стороны деревни Астафьева Гора и обжигали в печах. Был построен сарай, в котором лепили, потом сушили и, наконец, обжигали кирпич. Здесь же не подалеку в районе нынешнего кладбища был построен птичий двор, из продукции которого брали белок для замешивания кладочного раствора на основе известняка.
Кладка шла быстро. Правда, во время строительства, в 1901 году 11 июля случился пожар, в результате которого сгорел дом, где проживали строительные рабочие. Также сгорело 3 амбара с иммуществом, два погреба, просфирический домик (просфирня). Одного только хлеба сгорело 60 пудов. Общий ущерб составил около 600 рублей. Это не мало. Для примера зарплата городского квалифицированного рабочего составляла 20 рублей в месяц, крестьянина раза в три меньше. .

Здание церкви постепенно поднималось, но мешала старая церковь, которая была внутри новой. Стены храма хорошо сохранились, поэтому здание разобрали. В 1900 году разобрали второй этаж. Освободившийся материал использовали в строительстве кирпичного здания церковно-приходской школы. В 1903 году школа введена в эксплуатацию. Размеры здания 8 сажен в ширину и 6 сажен в длину. В обиходе здание называется "Белой школой".
В нынешнее время здание этой школы не используется, внутренняя отделка полуразобрана, фундамент разрушился, стены потрескались, углы здания начали отделяться от стен. Дальнейшее использование и реконструкция "Белой школы" не возможны.
Бытующее мнение о том, что старую церковь разобрали уже после постройки новой не совсем соответствует действительности. Осмотр и обмер внутреннего пространства церкови ставят под сомнение эту версию. Вероятно все-таки, старую церковь разобрали еще до возведения опорных колонн внутри новой церкви.
Недавно обнаруженная клировая ведомость 1905 года вносит ясность в дело демонтажа старого здания церкви. Одной из причин постройки нового здания храма явилась ветхость фундамента прежнего здания. Как уже говорилось, старая церковь продолжала находиться внутри строящегося здания. Но в 1900 году был разобран только верхний этаж церкви. Из его материалов возвели здание школы размерами 8 сажен в ширину и длиной 6 сажен, как говорит клировая ведомость. Первый этаж продолжал использоваться по назначению, но и его разобрали в течение 1905 года. На строительство здания щколы была пожертвована тысяча рублей Сольвычегодским отделением Стефано-Прокопиевского братства. От населения ежегодно поступает 33 рубля на отопление и бесплатно выполняются некоторые услуги для школы.
В украшении стен церкви использовалась кирпичная резьба, внутри стены церкви были оштукатурены, использовалось цветное стекло. Внутренними работами занимались местные жители. По рассказам стариков, иконописцем работал Н.Д.Работинский (родом из нижнелальской деревни Животово, ученик лальских мастеров Аврамовых и Сумароковых), дядя будущего директора средней школы, участника Отечественной войны Работинского Георгия Васильевича Он же золотил рамы на иконах.
В Верхне-Лалье кроме церкви существует до сих пор в деревне Горячево часовня. В недавнем прошлом она использовалась под складирование зерна. Пространство в ней весьма тесное. Так, что даже в этом качестве она была не очень привлекательна.


История возникновения часовни не известна, но существует предание: "Там, говорят, по реке икону несло и волной-то закрутило: водоворот такой. Она крутится на месте и её не уносит. Вот, значит, Бог место указал. Там часовню поставили на берегу и икону принесли, служили в часовне." По свидетельству Нечаева В.И. часовня во имя "Святого Георгия" построена в конце 19 века, к сожалению эта информация опубликована в книге "Мы славные дети твои, Верхне-Лалье". Настоящее название часовни Покрова Божьей Матери и возраст ее уже в 1831 году даже служители нашей церкви не знали. Поиски документов дали положительный результат, оказалось что разрешение на строительство часовни было получено Указом Устюжской Духовной Консистории от 28 декабря 1730 года. И на следующий год уже была построена. Часовня имела не большое количество икон, молебны и чтение божественных книг производились священниками Михайло Архангельской церкви один раз в год, 1 октября, в день Покрова Божьей Матери.
По русской земле построено множество часовень и церквей по поводу чудесного обретения икон, появление той иконы в верхнелальской реке пусть останется на совести любителя мистификаций.

Священнослужители церкви всегда жили около церкви на земле, принадлежащей церкви. Имели собственные дома или церковные. При домах были участки, где высаживался лук, капуста, рожь, ячмень, картофель в небольших количествах

Местный батюшка (Клочков Алексей Дмитриевич), при котором строилась церковь, жил в добротном деревянном доме 1906 года постройки рядом с церковью. Диакон церкви жил также в новом доме 1905 года постройки, а вот у псаломщика дом был ветхий постройки средины 19 века. Дом диакона сегодня принадлежит семье Дураковых, находится в хорошем состоянии. Дом священника также сохранился до сих пор, был зданием начальной школы, затем многие годы в нем размещался интернат для детей из Хобота, Желтикова, Токарева. В настоящее время дом закрыт, перешел в собственность Токмакова Ивана Анатольевича. Кстати сказать, Алексей Дмитриевич в 1916 году был назначен благочинным 2 округа Сольвычегодского уезда. Должность священника немного позднее перешла к его сыну Александру. Он её исполнял до ареста в 1932 году за нелояльное отношение к государственной власти, агитацию против коллективизации, поддержке слухов о чудодейственности мощей святого угодника Леонида Усть-Недумского.
С южной стороны церкви находится сохранившаяся до сих пор просфирня с пристроенным домиком церковного сторожа. За годы бездействия церкви просвирня поменяла несколько хозяев, к настоящему времени сильно обветшала. Нынешнее здание просфирического дома было отстроено вместо сгоревшего в 1901 году. За ним присматривает Горячевский Павлин Михайлович.
На переходе веков 20 и 19-го хозяйкой этого сооружения была просфорня - псаломщическая вдова Клавдия Фирсова Булатова, дьяконская дочь, предположительно 1848 года рождения.За исправное исполнение должности в 1904 году она получила добровольных сборов от прихожан зерном, хлебом, льном, яйцами на суму 40 рублей, церковную помощь на 20 рублей и от приходского попечительства 5 рублей. Проживает она на квартире церковно-приходской школы с дочерью Софией, школьной учительницей, дочерью Александрой и пользуется готовым отоплением. Муж её псаломщик Булатов Николай скончался 9 апреля 1887 году После смерти Клавдии Фирсовны обязанности просфорни перешли к дочери Александре Николаевне Булатовой, 1882 года рождения, не замужней ещё к тому времени. Следы Александры после революции затерялись, вероятно переехала жить ближе к своей сестре, т.е. на историческую родину предков.
На страничке представлено изображение дома священника, построенное в те же годы, что и церковь, а именно в 1906 году. Есть основания полагать, что этот дом был построен купцом Токмаковым Н.А. Позднее дом был немного реконструирован для использования в качестве интерната. Да и дом диакона тоже построен на средства прихожан. Долгие годы ходят упорные слухи о том что из дома священника имеется подземный ход в церковь. При этом полагают, что здесь жил местный поп и он пользовался подземным ходом с выходом на второй уровень колокольни.(Зачем священнику ходить в колокольню, когда причта почти десяток человек ?????) Естественно никому и никогда этого хода найти не удавалось, за вход в подземелье принимается кирпичная кладка в подвале дома. Интернатовцы 70-х годов утверждают что видели коридор, уходящий под землю, интернатовцы же начала 60-х годов уверяют что в подвале предполагаемы ход уже был засыпан в то время. Спорное сооружение в подвале дома представляет собой нечто похожее на приямок квадратного сечения со сторонами более 2-х метров или яму для овощей. В 30-х годах в этом здании уже была школа для учащихся младших классов, скорей всего в это время и была засыпана опасная яма. Уровень земли в месте предполагаемого хода к церкви за последние десятилетия был срыт тяжелой техникой на несколько метров и давно бы уже был обнаружен. Представленные на страничке фотографии наглядно опровергают ошибочную версию.
Существует ещё одна легенда о наличии некоего потайного хода внутри стены из зала церкви (или алтаря) к лестнице над папертью ведущей к колоколам. Внешний осмотр также не дает подтверждения такого предположения. Но имеется выход к лестнице из зала теплой церкви, вероятно с антресоли или деревянной лестницы над киоском (свечной лавкой).
Над папертью церкви возвышалась колокольня с изящной маковкой купола. Колокола отливали в г. Слободском. Большой колокол висел в верхних слухах и был неподвижно закреплен. Раскачивался только язык. В середине колокола были отлиты слова: «Колокол отлит при содействии купца Токмакова».Расположение колоколов было такое: в нижних слухах малые колокола, посередине - большой колокол. В большие праздники разрешали прихожанам подниматься на колокольню, и звонарь иногда разрешал им звонить.
Церковь имела богатый золотой приклад, Евангелие позолоченное, золотой Крест. Одежда священника была шита золотом. Убранство новой церкви было хорошее, много золота, стены к алтарю в три проема. Все заняты иконами в рост человека (до 2 метров). Оклады позолочены, четыре ряда икон. Южная сторона тоже с иконами. Паникадило очень большое, серебряное. Его зажигали раз в год, на Пасху. Купола церкви были голубые, центральные - под золото.
Снаружи стены в начале были побелены известью, а затем – желтой краской. Она дает золотистый приятный оттенок. Храм как бы светится, плывет в пространстве. Во внутренней отделке использовали цветное стекло. Витражи заполнили композиции стенной живописи. Рамы и Кресты также были покрашены.
Новая церковь унаследовала накопления прежних церквей. Ранее упоминавшийся документ 1854 года гласит: "святой образ Божией Матери честного ее Покрова, на нем венцы и риза серебряные под золотом, а левая сторона обложена медью. К сему образу имеют особенное уважение все жители по реке Лале и граждане города Лальска, так что почти все домы их ежегодно освящаются молитвословиями пред досточтимым сим изображением Владычицы: с сим святым образом совершается крестный ход в город Лальск, указами 1772-го года из Великоустюжской духовной консистории и 1849-го года из Вологодской духовной консистории дозволено производить оный по древним обычаям ежегодно"
А также: В иконоставе новый храмовый образ Архистратига Божия Михаила и прочих сил Бесплотных; он писан в Санкт-Петрбурге в 1850-м году самым искусным художеством. А заведен усердием прихожан на место перенесенного древнего храмового образа в нижнюю церковь (см.выше), и украшен серебряной отлично сделанной позолоченной ризой, весу в оном 12 фунтов 10 золотников. Во святом олтаре написан искусно и по древности замечателен за жертвенником образ Божией Матери, на нем следующая в низу подпись: «Списан Святый образ с подлиннаго Чудотворнаго Образа Пресвятыя Богородицы, яже в Тольской Обители. О явлении и Праздновании того Цельбоносного образа Августа во 8-й день. Явися многоцелебный образ Трифону Архиепископу Ростовскому в лето 6822 года. Писал в Ярославле Церкви Святаго Великомученика Димитрия Селунскаго Поп Иоанн Андреев 1735-го года"
Утварью церковь была обеспечена полностью к средине 19 века. В наличии были серебряные, медные и золотые предметы церковного обихода: ковчег, дароносица, евангелия отделанные серебром, четыре креста серебряных покрытых золотом, серебряные сосуды, два кадила из серебра, купели для младенцев, венцы для брачующихся, подсвечники, паникадила, сосуды для благословения хлебов, аналои и столы, церковные книги. Драгоценных металлов в тех предметах было весом более 13 килограмм. В дальнейшем количество утвари увеличивалось, оклады икон облагораживались.

Церковь перестала использоваться по назначению по решению гражданских (светских) властей (административно Верхне-Лалье входило вместе с Лальским районом в состав области Северный край с центром в г.Архангельск).
Несмотря на индустриализацию страны население и в особенности сельская его часть продолжала быть консервативной, приверженной к патриархальности и религиозности, отправлению многочисленных обрядов, что явно не вписывалось в дух того времени, противоречило стремлению государства вывести страну в разряд развитых мировых держав, внедрению современных способов ведения хозяйства. В 1929–1930 годах была проведена активная кампания по закрытию и ликвидации церквей и снятию колоколов. В этом деле не было централизованного решения, решения принимали комиссии на местах (в районных Советах).С октябре 1929 года принимались решения о снятии церковных колоколов: «Колокольный звон нарушает право широких атеистических масс городов и деревень на заслуженный отдых».
Церковь была закрыта для проведения обрядов осенью 1937 года, после ареста и осуждения церковнослужителей за участие в контрреволюционной агитации. Официальный документ о закрытии церкви принят Архангельским исполкомом Облсовета 7 декабря 1938 года, решение утверждено Президиумом Архангельского исполкома N 276 от 28.12.1938. Решение исполкома оформляет закрытие ряда церквей Архангельской области, в состав которой тогда входило Верхне-Лалье (до 1941 года). Во время снятия колокола в 1937 году и фактического закрытия церкви Председателем сельского совета был Непеин Прокопий Петрович (дер. Княже), он непосредственно и руководил процессом закрытия церкви, снятием колокола. Но поскольку колокол не проходил в слуховые окна, их пришлось расширить. Это поручение было выполнено Токмаковым Павлом Васильевичем (дер. Б.Стройково). Вскоре Токмаков П.В. перебрался жить в с.Лальск где и проживал вплоть до 70-х годов. А председатель Непеин П.П был призван на войну в 1942 году, вскоре попал в плен и погиб в лагере для военнопленных в городе Славута Хмельницкой области 13 ноября 1942года.
При закрытии церкви часть церковных конструкций была вынесена на улицу и сожжена на костре, в том числе иконы написанные на деревянных щитах. Часть икон по предложению комиссии и по убеждению сельчан была разобрана местными жителями, некоторые вытаскивались прямо из огня. Остальные не востребованные сгорели. В последствии иконы малого размера использовались в домашних иконостасах - божницах. Крупные хранились в амбарах. Множество церковных предметов продолжало находиться в церкви вплоть до начала войны. Книги и деревянные предметы использовались для растопки печей, в это время помещение церкви использовалось как зерновой склад. Книг в церкви было великое множество. До начала Первой мировой войны в церкви было 376 экземпляров. Часть книг перешла в руки верхнелальцев, но остальные были уничтожены, да и те что земляки забрали со временем тоже были утеряны.
Коллективные отправления религиозных обрядов не приветствовались, поэтому религия стала сугубо личным делом каждого верующего.
Священник Клочков Александр Алексеевич 27 апреля 1932 году был арестован по обвинению "контрреволюционная агитация, руководитель контрреволюционной группировки церковников" ст.58-10, 58-11 УК РСФСР, приговорен к 8 годам лишения свободы в лагерях и вероятно умер в заключении. сразу после войны его семья выехала из Верхне-Лалья. Вместе со священником были арестованы псаломщик Бурцев Василий Васильевич и сторож церкви Кривошеина Саломия Константиновна. Все они были осуждены по одной статье на 3 года лагерей каждый.
В годы войны изменилось отношение государства к церкви и верующим. Русская православная церковь заняла четкую патриотическую позицию. В день начала войны – 22 июня 1941 г. глава национальной церкви – Патриарший местоблюститель митрополит Сергий выступил с обращением «Пастырям Христовой Православной Церкви». Послание Сергия было разослано по приходам страны в тот же день и уже к вечеру читалось на богослужениях. Смысл обращения – призыв с оружием в руках встать на защиту Родины и принять посильное участие в сборе средств в фонд обороны.
В 1943 году по стране было открыто множество церквей, жители Лальского района не упустили возможно попробовать открыть свои церкви. Некоторые церкви начали функционировать, другие после открытия оказались невостребованными и были повторно закрыты. Верхолальской церкви не повезло. Неоднократные ходатайства об открытии церкви оказались неудовлетворенными. Последняя точка была поставлена 11 ноября 1944 года. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Кировской области Мошков известил Машанова Меркурия Парфеновича (деревня Пупок) об отклонении ходатайства.
Более поздние документы, сохранившиеся в Кировском государственном архиве констатируют состояние церкви. Районные власти сообщают о том, что церковь имеет кирпичное исполнение, иконостас демонтирован, кресты остаются на местах, применяется для хранения зерна.

Вернемся к теме статьи – организации школьного образования. Откуда и как появились в Верхне-Лалье первые жители умеющие читать и писать нам узнать не суждено, но с полной определенностью можно сказать, что первый приехавший в село священник был грамотным и можно предположить, что кого-то обучил грамоте. Предположительно появление священников можно отнести к началу 16 века, а то и вообще концу 15 века. Ибо в начале 17 века Верхне-Лалье (Верхолалье) уже имело две церкви.
Мы и наши предки могли гордиться тем, что относились к свободным крестьянам. Крепостного права у нас никогда не было. Научные источники говорят, что средняя грамотность населения России 17 - до конца 19 века была порядка 1 процента, при этом подавляющее большинство населения будучи крепостным было поголовно неграмотным. Не значительная часть свободного крестьянства создавала этот самый процент, имея в своей среде довольно высокий процент грамотности.
В 19 веке верхолальцы желающие получить образование могли поступить в школу в селе Учка и заштатном городе Лальске. И наконец в 1844 году вышло распоряжение об открытии училищ при церковных приходах, где в списке значилось Верхне-Лалье (Верхолалье).
Газета «Вологодские губернские ведомости» N24 от 10 июня 1844 года публикует постановление «Об открытии Приходских Училищ для детей Государственных крестьян в Вологодской губернии», где по Сольвычегодскому уезду указано в «Ильинско-Подомской волости при Верхолальской Архангельской церкви» при этом в наставники из духовенства, Одобренного Епархиальным Начальством назначается «Священник Верхолальской Архангельской церкви Иоанн Соколов».
Иоанн Алексеевич добросовестно и с усердием взялся за исполнение нового поручения, за что 14 августа 1846 года была обьявлена признательность указом Вологодской Духовной Консистории подписанным Епископом Вологодским Стефаном, а в 1849 году был награждён набедренником.
Первое время обучение в школе велось священником, затем начали работать учителя, нанимаемые на деньги Земства, сборы сельчан. Возможно было какое-то централизованное финансирование от министерства финансов. Не оставались в стороне от учительства другие церковнослужители, например с 1861 по 1871 годы диакон Попов С.И. и псаломщик Булатов Н.Е. учили детей верхнелальцев.
Одним из учителей был Андрей Леонидович (фамилия не сохранилась) из ссыльных народовольцев, молодой человек с солидным обрзованием, затем Синицын П.П., сменилось несколько учителей. Законоучителем в школе обычно был священник церкви. При смене священников в течение нескольких лет Закон божий преподавался другими служителями церкви. Например священник А.Заварин начал службу в церкви в 1877 году, а законоучителем начал работать с 1880 года. Опыт работы в школе уже был, до перевода в Верхолалье он пять лет был законоучителем в Небдинском Земском училище (Нынешняя республика Коми).
В 1986 году с 13 октября к работе учителем приступил Павел Алексиев Потапов, выпускник Тотемской учительской Семинарии, 20 лет, сын станового пристава
Судя по всему обучение верхолальцев началось в деревне Астафьева Гора, вплоть до постройки специального здания школы на Сирине, а потом в 1903 году кирпичного здания на Погосте (современное с.Верхне-Лалье). Есть сведения, что первая школа располагалась в доме Суздалова Михаила Игнатьевича, проживавшего в двухэтажном доме, по крайне мере так было в 70-х годах 19 века. О количестве учеников в первые годы обучения неизвестно. Но имеются достоверные сведения о населении Верхне-Лалья (Верхолалья) в то время, почерпнутые из «Списка населенных мест по сведениям 1859 года», Вологодская губерния,1866 г. Приведенная карта из атласа Генерального штаба от 1870 г. показывает расположение некоторых деревень (Атлас составлен капитаном Генерального штаба Стрельбицким Иваном Афанасьевичем из сьемок местности разных лет, масштаб 10 верст в дюйме).



ДеревняДворовКол-во муж.Кол-во жен.Дата первого упоминания
     
 Астафьева Гора 19 59 74 1588
 Пожарище 3 13 19 -
 Змановский Починок (Зманово) 3 5 7 -
 Мишутино 4 15 20 -
 Данилов Наволок 4 15 25 -
 Леунино 6 23 26 1611
 Надеево 4 11 13 -
 Еремина Гора (Околок) 8 21 26 1609
 Лисья Гора 4 11 13 1617
 Курьяново 9 31 37 1548
 Ярцево 9 26 38 -
 Гледенский Мыс (Гледен) 9 20 28 -
 Гончарово (Гондюхины) 12 41 50 1602
 Верхнее Мишутино (Гусиха) 7 20 30 -
 Потанин Починок (Прислон) 8 17 23 -
 Поздяев Починок (Омельяниха) 9 20 25 1598
 Голая Горка 4 11 17 1619
 Бык 6 23 30 1613
 Горячево 4 12 23 1621
 Конищево (Колище) 2 12 11 -
 Вяткина Гора (Ворончиха) 14 63 64 1625
 Сирина Гора 10 39 41 -
 Верхолальский (погост) 4 6 5 1567
 Княжа 10 39 39 1589
 Стройково 10 43 42 1618
 Романово 6 16 36 -
 Гребеневский Починок (Гребеново) 9 39 61 -
 Попова выставка (Пупок) 6 35 37 -
 Токарево 7 31 35 1574
 Жолтиково 9 50 54 -
 Лекваш 6 33 26 -



Координаты Верхне-Лалья: 60град 56мин 44сек сев.широты, 47град 48мин 01сек вост.долготы:

Существует мнение, что школа была земской, но однозначно, она работала под руководством религиозного начальства. Имело место привлечение земских денег, и там были ещё и частные деньги и епархиальные.
На основании данных клировых ведомостей Сольвычегодского уезда 1905 года можно предположить, что в 1891 году на средства Сольвычегодского отделения Стефано-Прокопиевского Братства было что-то переустроено в Верхолальской одноклассной школе. Этот год в Ведомости именуется годом открытия школы. Не исключено, что это год преобразования школы из земской в церковно-приходскую. На это время попадает компания Министерства народного просвещения по вытеснению земских школ, упор делался на казенные и церковно-приходские. Земские школы считались рассадниками революционных идей и настроений, из государственной казны практически не финансировались.
Школьные дела в Верхолалье шли не плохо и население серьезно относилось к учебе, так в 1893 году Верхолальская школа была признана лучшей в числе 5 школ Сольвычегодского уезда, о чем было опубликовано в Вологодских Епархиальных ведомостях N9, 1893 года, те же Ведомости 1896 года N24 (декабрь месяц) отмечают школу в числе лучших Сольвычегодского уезда. Особенно отмечается качество церковного пения и чинное благоговейное поведение (стояние) учащихся во время церковных служб.
По материалам более позднего времени можем получить представления о школе:
В официальном сборнике «Сведения по отдельным школам Вологодской губернии» от 1901 года собраны материалы за учебный год 1898-1899. Здесь мы видим, что уже в 1884 году для школы было построено специальное здание с площадью учебного класса 99 кв.м. (9м х 11м, 9 окон). Здание имело прихожую, кухню, но не было раздевалки. При школе были амбар и баня. В одном здании со школой имелась квартира для учителя площадью 115 кв.м. Имелась не малая библиотека – более 620 книг для чтения и более 1300 руководств и учебников. Кроме священника преподававшего Закон божий в школе был учитель, имевщий духовное образование и прошедший учительские курсы.
В школе учительствовал Манаков Николай Павлович, 1855 года рождения. К работе в школе он приступил в 80-х годах и проработал 15 лет. Вот выдержка из Вологодских Епархиальных Ведомостей за 1895 год, № 18, стр. 280: "Учитель Верхолальской школы Н.Манаков, окончивший курс дух. училища, имеет свидетельство на звание начального народного учителя, с 1875 г. по 1890 г. состоял учителем в земских училищах, а с октября 1891 г. учителем ЦПШ, со школьным делом вполне знаком и к своей обязанности относится весьма усердно."
Сборник 1991 года, упоминаемый выше не противоречит свидетельству газеты и уточняет, на основании данных 1898-99 годов, возраст учителя - 44 года и состав семьи - 5 членов. Преподавательский стаж 24 года, в Верхне-Лальской школе преподает 8 лет. Годовое жалование учителя было 180 рублей при недельной нагрузке 20 часов. Священник, преподававший в школе, получал от Епархии пособие 20 рублей при выполнении учебного плана 189 часов в год.
Учитель Монаков Н.П. проработал учителем в Верхолалье с 1885 до 1900 год. Затем он бросил педагогическую деятельность, переехал жить в Вондокурью (предположительно свою родину) Сольвычегодского уезда, служил псаломщиком Троицкой церкви в Вондокурье, а с 9 марта 1908 года был рукоположен диаконом той же церкви. Об этом сообщают Вологодские Епархиальные Ведомости (1908, № 7, стр. 125).
С целью демонстрации оценки труда учителя для сравнения привожу сведения о ценах 1898 года:
Один пуд (16 килограмм) ржаной муки стоил 80 копеек, Пуд гречневой муки – 1 руб 50 коп, масло коровье топленое (пуд) – 7 руб 60 коп, мясо свежее – 2 руб 13 коп, пуд соли – 60 копеек, 1000 штук красного кирпича – 9 руб.80 коп., 1 день работы крестьянина (рабочего) – 29 копеек, с лошадью – 54 коп.
Зарплата была не малая, крестьянину надо работать в наеме около 2-х месяцев.
Вернемся к школьным делам. В то время (1898-99 г.г.) в В-Лалье числилось населения 2032 человека (для сравнения – сегодня 230 человек). В школе училось 62 человека, разделенные на 3 возрастные группы. Основную часть составляли школьники ближних деревень на расстоянии до 3-х километров и в возрасте 10-12 лет. Девочек было не много, около 20% от общего числа. Несмотря на то, что школа была одногодичная, не все учились до конца, примерно 10% выбывали, и ещё меньше приходили на выпускные экзамены, тоже где-то около 10%. На содержание школы израсходовано всего около 300 рублей, в основном деньги поступали от Святого Синода, немного от местной общины, земского управления и церкви.
В ближайшие годы, предположительно с 1900 по 1908, преподает в школе Булатова Софья Николаевна. Дочь верхолальского пономаря Булатова Николая Евфимовича Софья родилась в 1879 и закончила Устюжское Епархиальное женское училище в 1898 году. После 1908 года она перебралась в Богоявленск, выйдя замуж за псаломщика Богоявленской церкви Федора Бубнова, где продолжала педагогическую деятельность до 1924 года. (В годы репрессий мужу Федору пришлось скрыться на Урал, там и пропал навсегда, а его коллегам, отдавшимся на волю судьбы, не всем удалось остаться в живых).
С 1908 года в Верхолальской школе учительствует Мария Андреевна Попова окончившая Устюжское Епархиальное училище, помогает учительнице Чеснокова Александра Алексеевна окончившая церковно-приходскую школу в Сольвычегодской двухклассной школе, школой руководит и преподает Закон Божий священник Алексей Клочков.
Следует отметить, что с 1897 года действует в деревне Желтиково школа грамоты, располагающаяся в сьемном доме. Обучалось 18 детей. Учителем был не имевший специального образование молодой односельчанин, окончивший курсы. На содержание школы потрачено 73 рубля в том числе на жалование учителю (грамота и Закон божий) 50 рублей в год.
Принимая во внимание, что обучение было одногодичным, а училось значительное количество учеников, можно предположить, что грамотность среди мужского населения была довольно высокая.
Клировые ведомости Сольвычегодского уезда за 1905 год дают сведения о школьных делах. В Верхолальском приходе детей школьного возраста (от 8 лет) числилось 276 человек мужского пола и 317 женского пола. Школу посещали 51 мальчиков и 24 девочки, остальные грамоту не изучали. В школе преподавали законоучитель священник Клочков Алексей с 1895 года, учительница Булатова С.Н. с 1900 года и помощник учительницы крестьянин Прокопий Петров Синицын. Долгие годы начиная с 1893 года учителем пения был дьякон Андрей Иоанов Попов, вплоть до 1902 года. До него два года пение преподавал псаломщик Николай Александров Скворцов до августа 1893 г.
В 1911 году открыты одноклассные земские школы Романовская и Ереминская содержащиеся на средства Уездного земства.
В 1917 году в Верхне-Лалье одноклассная церковно-приходская школа снова перешла под земское управление.На Астафьевой горе открыта двухклассная школа, содержащаяся на средства Министерства просвещения. Продолжают работать Желтиковская, Романовская и Ереминская земские школы.
Обязанности учителя Закона Божия в Верхолальской церковно-приходской и Романовской земской школе исполняет священник Алексей Клочков, в Ереминской школе и министерской на Астафьевой Горе священник Сергей Пуртов, В Желтиковской - учительница Екатерина Александровна Седельникова.
Позднее срок обучения в Верхне-Лальской школе увеличили до 4-х лет. Мой дед 1895 года рождения Кривошеин Егор Алексеевич уже имел 4 класса образования.

После закрытия церкви, этот центр грамотности Верхне-Лалья, долгие годы использовалась не по прямому назначению. Но 4 июня 2001 года (в день Святага Духа) церковь была повторно открыта для богослужения.
В этот раз был подготовлен к использованию придел ранее освещенный как церковь Прокопия Устюжского, но на сей раз освятили его во имя Михаила Архангела. На кануне этого события отец Федор (Галич Федор Иванович) настоятель Благовещенского храма в Лальске получил благословение у Епископа Вятского и Слободского Хрисанфа на открытие летней части здания церкви. Для освещения престола церкви требуется еще не мало поработать и обустроить помещения церкви.
Открытию церкви не малое внимание придали светские власти. На первом богослужении присутствовал глава района В.П.Майсейчик. Значительную роль в открытии церкви сыграл известный земляк генерал Горячевский А.П., оказывая материальную и организационную помощь.


Здание основного корпуса церкви с каждым годом всё больше ветшает и разрушается. Церковь включена в список культурного наследия народов Российской федерации, но средств на ремонт или хотя бы консервацию не находится. Код памятника архитектуры 4300374000 под именованием Михаило-Архангельская церковь, категория охраны местная, датировка постройки 1896-1908 г.г.
Здание поставлено на учет решением Кировского облисполкома Совета депутатов трудящихся № 6/191 от 28.03.1983





        Библиография:
1. Акты Холмогорской и Устюжской Епархии, ч.2, С-Петербург, 1894 г.
2. Суворов Н. И. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // Вологодские Епархиальные ведомости - 1872 - №18 - Прибавления - С. 521.
3. Ожегин П.Т. Список репрессированных служителей церкви Вятской епархии. Архив автора. Машинопись.
4. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. (С.225. )
5. Об открытии Приходских Училищ для детей Государственных крестьян в Вологодской губернии, Вологодские губернские ведомости, 24 июня 1844 г.
6. Специальная карта Европейской России с прилегающей к ней частью Западной Европы и Малой Азии (карта Стрельбицкого). Капитан Генерального Штаба И.А.Стрельбицкий. Конец 19 – начало 20 веков
7. Писцовая книга 1567 г. Сольвычегодского уезда. (Упоминается в "Соскин А. История города Соли Вычегодской. Сыктывкар, 1997. Л. 7").
8. Писцовая книга города Сольвычегодска с уездом письма и меры Парфения Никифоровича Мансурова, московского дворянина Ивана Степановича Благово и подъячего Василия Архипова 131-133 гг. (1622-1625 гг.). Подлинник за скрепами Мансурова и Архипова. Кн. 446, Л. 1-977. (РГАДА, Ф. 1209, Оп. 1)
9. Писцовая книга Сольвычегодского уезда 1645 г. (РГДА Ф 1209, оп1, дело 451)
10. Переписная книга Сольвычегодского уезда 1647 г. (РГДА Ф 1209)
11. Сольвычегодский уезд: 1710: Переписная книга Сольвычегодского уезда переписи стольника И.Р.Цимерманова. Лл. 1-32. Печ. оп. № 3378 [Микро] (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.1082).
12. Сольвычегодский уезд: 1710: Переписная книга города Сольвычегодска и Сольвычегодского уезда переписи стольника И.Р.Цимерманова. Подлинник. Без начала. Печ. оп. № 3379 [Микро] (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.1083).
13. Сольвычегодский уезд: 380. 1717 г. Книга переписная черносошных крестьян, монастырских, посадских, купеческих и крестьянских половников, церковнослужителей, монахов и монастырских слуг Ратмеровской, Лалской, Учетцков, Андреевской волостей и Отрочьевой слободы Сольвычегодского уезда. Лл. 1-857.
14. "Освещен храм в Верхне-Лалье", Газета "Северная правда" от 14 июня 2001 г.
15. "Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии" 1854 г., ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. л. 36-37 (со ссылками:Отрывок описи церковной 1772 года и черневое доношение в Лальское духовное правление от 15-го сентября 1784 года, Храмозданная грамота от 8 мая 1773 года, Отрывок древней описи церковной.)
16. О пожарах церквей и об урагане. //Вологодские Епархиальные ведомости - 1901 - №16
17. http://pstbi.ru/ Сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета
18. http://parishes.mrezha.ru/ Сайт "Православные приходы и монастыри Севера"
19. http://sokolov-svg.narod.ru/ Персональный сайт Соколова Сергея Михайловича
20. http://www.booksite.ru/ Сайт Вологодской областной универсальной научной библиотеки
21. Нечаев В.И. Лузский район Кировской области. Словарь-справочник. Киров. 2003 год. С.69.
22. КАУ ВО "Государственный архив Вологодской области", Фонд 496, опись 4, дела 686-690 и далее. "Клировые ведомости Сольвычегодского уезда"
23. Музей г.Сольвычегодска. "Документы Сольвычегодского церковно-школьного музея", рукопись "Исторический очерк по Верхолальской Михайло-Архангельской одноклассной ЦПШ Сольвычегодского уезда" от 10.02.1909 г.
24. Кировский госархив,Фонд Р-2169, опись 45, ед.хранения 58, лист 39 "Документы о недействующих церквях по районам области за 1948 год"
25. Кировский госархив,Фонд Р-2169, опись 44, ед.хранения 239 "Дело 239 церкви в с. Верхо-Лалье"
26. "Ревизские сказки о числе душ священнослужителей и их семейств за 1816 год" (Соль Вычегодский уезд) ГАВО, ф. 496, оп.1, д. 7217
27. Архив социально политической истории Кировской области, "Дело по обвинению Пономарева, Клочкова и других", СУ-11964, фонд Р-6799, оп.9

Примечание: Указанные источники информации не всегда являлись первоисточниками при написании статьи, даны для сведения.





               Статья не окончена, заходите.

 

 
Галерея
(фотографии галереи можно увеличить щелкнув по фотографии)


Первое упоминание о церкви:


Об организации школы:


О пожаре в церкви:



История в фотографиях:
























"Белая школа" (2011 год):





Просвирня со сторожкой: (70-е годы)

2000-е годы

Бывший дом священника:




Бывший дом диакона: