<<Самоделкин.komi.ru>> :: История :: История зарубежного электромобиля

 

-

Главная

-

История

-

Галерея

-

Электроника

-

Автомобилестроение

-

Тракторостроение

-

Дельтапланеризм

-

Хот - Род

-

Рестайлинг

-

Спортивный автомобиль - БАГГИ

-

Форум

-

Доска объявлений

-

Личная страничка автора

-

Архивы (скачать файлы)

 

 

E-Mail: ppgreen@rol.ru

 

 

 

 

История электромобиля

 

   На рубеже веков (19-20) интерес к электромобилям был настолько велик, что порой их производство и сбыт превышали такие же показатели в области автомобилестроения. Электромобили привлекали к себе внимание аккуратностью, бесшумностью, простотой управления и отсутствием выхлопных газов. Небольшой запас хода, необходимость частных подзарядок аккумуляторов или полной замены тяжелых батарей тогда мало смущали покупателей. В основном это были представители аристократии, и электромобиль в их глазах был чистенькой и удобной игрушкой - в отличие от пропахших бензином и маслом, чадящих и шумных бензиновых экипажей. К концу 19 века количество электромобилей превышало количество чадящих собратьев в разы. В то время скорость и дальность пробега авто были не так существенны как удобство и простота обслуживания и ухода, тишина и комфортность поездки, быстрота запуска двигателя.
    Со временем автомобили с ДВС дешевели и такие их преимущества как скорость и дальность поездки привели к постепенному исчезновению первых электромобилей. Но они не исчезли - они просто стали средством специфического применения (гольфкары, складские кары, внутрипроизводственный транспорт).

   Во многих странах Европы и Америки число фирм, производивших электромобили, исчислялось десятками. Однако, по мере совершенствования бензиномоторов, положение электромобилей сильно пошатнулось, так как малая энергоемкость свинцовых аккумуляторов не могла соперничать с такими же показателями двигателей внутреннего сгорания. На одной зарядке электромобиль мог пробежать только несколько десятков километров. Автомобиль в этом отношении выгодно отличался от него. К тому же, электромобили были слишком тяжелыми из-за наличия громоздких батарей и тихоходными. Стоило увеличить скорость, как резко возрастал расход электроэнергии, и аккумуляторы быстро садились. Поэтому электромобилю - как, впрочем, и паромобилю - пришлось потесниться перед бензиномотором. Такова была реальность в области автомобилестроения в начале ХХ века.

   Тем не менее, электромобили не сразу уступили свое место автомобилям - они отчаянно сражались за него, поражая техников невиданным каскадом приспособлений и ухищрений, продолжая составлять конкуренцию бензиновым экипажам. Тогда появилось множество конструкций, обладавших - даже по нынешним меркам - весьма неплохими показателями. Запас хода многих электромобилей был увеличен до 80-100 км, а их средняя скорость превышала 40 км/час. Усовершенствованные электродвигатели отличались от свинцовых аккумуляторных батарей.

Электромобилями занимались как отдельные известные изобретатели - такие, как, например, русский инженер Ипполит Романов, - так и крупные фирмы: французская “Жанго”, английская “Берсей”, австрийская “Лорнер” и другие. Наиболее популярны электромобили были в Америке. Так, в 1900 году там на 936 выпущенных автомобилей приходилось 1585 электромобилей! В Новом Свете существовало множество крупных компаний, занимавшихся сборкой и выпуском электрических экипажей. Одной из самых знаменитых тогда фирм была “Бейкер Мотор Винкл Компани” в городе Кливленде.
    Первое упоминание о том, что электричество приводит в движение некую модель относится в 1928 году, когда венгр Аньос Джедлик создал крошечный автомобиль, больше похожий на скейтборд, с самым первым вариантом электромотора. Конечно, настоящую машину такой мотор передвигать бы не мог, но это был первый шаг.

    Между 1828 и 1839 годами (точная дата, к сожалению, неизвестна) шотландец Роберт Андерсон изобрел первый экипаж на электрической тяге. Также небольшой автомобиль был разработан и построен голландцами Стратином Гронингеном и его помощником Кристофером Беккером в 1835 году.
    Принято считать первопроходцами в этом деле англичан Роберта Андерсона, Роберта Дэвидсона и американца Томаса Девенпорта. Известно, что англичанин Дэвидсон в 1938 году собрал первый электромобиль всего через шесть лет после открытия Фарадеем электромагнитной индуции. Первые экземпляры представляли собой неуклюжие сооружения со скоростью менее скорости пешехода. Скорости расли довольно быстрыми темпами. В 1895 году был установлен рекорд скорости 63,15 км/час. А в 1899 году был преодолен и 100 километровый рубеж. Рекрд установлен бельгийцем Камилем Женатци во французском городе Ашер (около Парижа) на электромобиле "La Jamais Contente". Машина имела обтекаемый корпус из сплава алюминия и вольфрама. Корпус был похож на торпеду (ракету), установленную на шасси. Вес был около тонны и скорость достигла 105,88 км/час. В статьях в интернете Вы можете увидеть фотографию, где изображен сам конструктор на этом электромобиле во время соревнований.

   Изобретатель Уолтер Бейкер (1868-1955) считался основателем электромобильного бизнеса в Америке и вообще пионером американской моторизации. Получив в 1891 году диплом инженера, он увлекся электротехникой и свои лучшие годы посвятил созданию практичного легкового электромобиля для индивидуального пользования. Через 6 лет упорной работы он собственноручно построил первый электрический экипаж, а в 1899 году, вместе с Фредом Уайтом, основал свою фирму. С самого начала своего существования фирма У. Бейкера заявила о себе как о самом крупном производителе электромобилей. Первое детище Бейкера по своему внешнему виду почти ничем не отличалось от автомобилей Генри Форда, Олдеа или Паккарда тех лет. Это была легкая и высокая 2-местная тележка на 4-х велосипедных колесах с загнутым вверх передком и рулевым рычагом. Из-за наличия аккумуляторов электромобиль получился слишком тяжелым, и Бейкер оснастил его мягкой подвеской на эллиптических рессорах. Новинками тех лет были электрические фары и электрический гудок. Аккумуляторная батарея позволяла ездить 6-8 часов без подзарядки.

   В 1901 году этот электромобиль был модернизирован. Он стал выглядеть солиднее - получил тент, руль и был оснащен двойным сиденьем со спинкой и подлокотниками. Аккумуляторы размещались под сиденьем, и электромотор в 0,75 лошадиных сил приводил в движение заднюю ось при помощи цепной передачи. Машина развивала скорость 30 км/час и на одной зарядке могла проехать 80 км.

   В 1906 году новый электромобиль получил фальш-капот и более совершенный 2-местный кузов, напоминавший кресло-качалку. По внешнему виду его трудно было отличить от обычного автомобиля - его тип выдавало лишь легкое шуршание электромотора и отсутствие выхлопной трубы. Если же шофер приподнимал капот, то вместо бензинового двигателя там можно было обнаружить аккумуляторные банки. Чаще они размещались и под сидениьем. В 1910 году “Бейкер” получил закрытый кузов. Эту модель назвали лимузином. Он мог развивать скорость в 48 км/час.

   Уолтер Бейкер старался использовать любую возможность прорекламировать лучшие качества своих машин и их возможности. Так, в 1902 году он решился побить абсолютный рекорд скорости бензиновых машин. На специальном низком электромобиле им была достигнута скорость 130 км/час! Она не превышала абсолютную, но наглядно демонстрировала возможности электротранспорта.

   И все же слава электромобилей клонилась к закату. Бензиновые экипажи во всем превосходили их, а о загрязнении окружающей среды выхлопными газами в те времена задумывались мало. Но Бейкер не сдавался: в 1912 году он выпустил “Бейкер-электрик” с новыми, округлыми формами капота и кузова. Он стоил 2000 долларов - как самый хороший и скоростной спортивный автомобиль, поэтому мог найти себе хозяина лишь среди богачей. Для их соблазна электромобиль оборудовали особо роскошными кузовами и рекламировали их “необычно высокий запас хода в 100 км” и среднюю скорость в 22 мили в час, магнитные тормоза, особо мягкий и плавный ход”. Управление электромобилем было чрезвычайно простым и понятным любому человеку - даже далекому от техники. Достаточно было нажать одну педаль, чтобы машина поехала, и вовремя повернуть руль в нужную сторону, чтобы изменить направление движения. На некоторых моделях органы управления устанавливали у обоих передних мест и даже перед одним из задних. К этому времени в Америке еще оставались несколько компаний, делавших электромобили, но дни их существования были уже сочтены.

   Электромобили “Бейкер” выпускались до 1916 года. Потом фирму Уолтера Бейкера проглотила компания “Оуэн Магнетик”. Она производила уже нормальные бензиновые автомобили, и единственным напоминанием о прошлом фирмы были их необычная электрическая трансмиссия, включавшая в себя бензиновый мотор, вращавший генератор для питания 2-х тяговых электромоторов. Уолтер Бейкер уже не принимал участия в этих разработках. Оставшись верным электромобилю, он провел остаток дней в тишине и спокойствии на своей вилле в Лейквуде.
   В 20-м столетии электромобили уступили место автомобилям. Главной причиной были аккумуляторы, их несовершеннсть. Из-за них запас хода был не велик, а производство автомобилей расширялось и они становились все дешевле и получили наибольшее распространение. К 20-м годам количество электромобилей уменьшилось до 1%. Но полностью электромобили не пропали. Например американская компания Detroit Electric, из штата Мичиган с 1907 года выпускала электромобили до 2000 штук в год и весьма популярные у населения. Их электромомбиль имел скорость до 32 км/час и пробегал до 130 км без подзаряда. Производство продолжалось до 1942 года.
    Далее следовал период застоя в электромомбилизации до 60-х годов, исследования не проводились, производство практически прекращено.
На фоне этого надо отметить производство электромобиля Henney Kilowatt с 1959 года в компании National Union Electric Company. Максимальная скорость ее была 64 км/час с запасом хода до 60 км. Выпущено было не много, всего 200 штук, но все-таки.

   В 60-70 годах разработкой и производством электромобилей снова стали заниматься в основном мелкие фирмы, и в основном в США. Следует упомянуть компании: Sebring-Vanguard и Elkar Corporation. Они производили в год по несколько тысяч электромобилей.
Компания Battronic выпускала электрический грузовик. Он ездил со скоростью 40.2 км/час на растояние до 100 км. Эта компания выпустила около 20 пассажирских автобусов на электричестве. На рисунке изображен грузовик компании.

   В 70-х годах Victor Wouk разработал автомобиль с гибридным приводом. Первым стал Buick Skylark с двигателем в 20 киловатт.
    К началу 90-х годов в некоторых странах были приняты законы на ограничение выбросов в атмосферу и сохранение окружающей среды. Автопроизводители были вынуждены заняться разработкой электромобилей. 90-е годы были очень насыщены разработками в области электрофикации транспорта. Экологичными авто занялись такие гиганты как TOYOTA, HONDA, FORD, GENERAL MOTORS. Таким образом на рынке появились как гибридные так и чистые электромобили. Например с 1997 года широкое распространение имеет Prius компании Toyota. К настоящему времени таких авто выпущено несколько сотен тысяч и производство продолжается.
Необходимо отметить выпуск электромобиля EV1 компании General Motors. Производство началось в 1997 году. Его прототип был представлен на автосалоне в 1990 году. Максимальная скорость - 130 км/час пробег 150 км, после замены свинцово-кислотнных аккумуляоров на никель-металлогибридные пробег увеличился до 240 км. Автомобиль предоставлялся в пользование на условиях аренды. Аренда была не маленькая - 2-3 тыс.$ в месяц, но желающих было не мало. После отмены закона в Калифорнии о нулевом выхлопе (часть авто производители должны выпускать с нулевым выхлопом - до 2003 года - 3%, после -10%) все 1117 электромобилей были изьяты и уничтожены. Несколько штук передано в музеи.
Европа тоже не отставала от мировой тенденции. Volkswagen выпустил электрические версии своих Golf и Jetta. В 1995-98 году было выпущено около 200 штук под названием CityStromer. Они развивали скорость до 100 км/час с запасом хода 50-90 км. Аккумуляторы свинцово-кислотные.

    Компания Citroёn до 2005 года выпускала фургон Berlingo Electrique. Максимальная скорость - 96 км/час, дальность пробега 95 км.
Компания Renault в 90-у годы выпускала Clio Electrique со скоростью 100 км,час и пробегом до 100 км.
Автоконцерн Peugeot в 1995 году выпустил модель 106 Electrique, которая признана самым экологичным автомомбилем Европы. Скорость 96 км/час, пробег 80 км. Позднее выпущен Peugeot Partner Electric с запасом хода до 90 км и скоростью 90 км/час.
На снимке Peugeot 106 Electrique.

    В наше время значительное внимание уделяется экологии. В крупных городах люди видят чем дышат. Распространение автотранспорта создает проблемы перемещению по городу, многие люди проводят огромное количество времени в транспортных пробках. Развиваются хронические заболевания вызванные продуктами сгорания в двигателях автотранспорта и стрессовыми нагрузками.
    В настоящее время благодаря достижениям науки и техники электротранспорт находит применение как внутригородской транспорт. По городам движутся электроскутеры, электровелосипеды, электромобили. Несомненными преимуществами электромобилей является:
          - экологическая чистота электродвигателя,
          - почти неограниченный ресурс электродвигателя,
          - безшумность,
          - движение в пробках без выброса выхлопных газов,
          - более высокий уровень надежности и долговечности при простоте конструкции,
          - стоимость эксплуатации,
          - использование ночных излишков мощности в электроэнергетике
          - возможность использования экологичных и возобновляемых источников энергии
          - высокий КПД электродвигателей (90-95%)
          - регенеративное использование энергии при торможении
     Существует и обратная сторона медали:
          - ограниченный пробег и запас энергии на борту электромобиля,
          - низкая удельная энергоемкость аккумуляторов и большой вес батареи
          - необходимость развития энергетики на неуглеводородных видах топлива,
          - расширение производства аккумуляторов на иных материалах, чем
            свинец,утилизация аккумуляторов
          - электромобили дороги, зачастую дороже автомобилей
          - повышенный расход электроэнергии при разгонах, отрицательное воздействие
             больших токов на срок службы аккумуляторов
          - не решена проблема отопления салона зимой и кондиционирование летом
          - создание инфраструктуры зарядки электромобилей
     Несмотря на существенные недостатки, есть хорошие прогнозы на массовое использование электротранспорта в близком будущем.
Многие государства поддерживают производство электромобиля, существуют государственные программы по поддержке электротранспорта. Растет экологическое самосознание населения. Любители-энтузиасты уже сейчас имеют возможность приобрести необходимое оборудование для постройки электромобилей или конвертировать серийные автомобили в электромобили. Приверженцы электромобиля с уверенностью смотрят в будущее

PICTURE 4

       Для примера привожу пример Индии. Автомобиль Reva Class сконструирован для широких слоев населения, впервую очередь для рядовых граждан. Электромобиль производится компанией Reva Electric Car Company (RECC). Компания занимается прозводством электромобилей с 1994 года.
      

 

 

-

Концепция электромобиля

-

Маркировка электромашин

-

Режим зарядки аккумуляторов

-

Требования к мини тракторам

-

Требования к автомобилям

-

Требования к электромобилям

-

Обзор производителей аккумуляторов

 

 

 

 

       Полезные ссылки

 

История Советского и Российского Электромобиля

История Русского электромобиля 19 века

Возврат на главную страницу истории транспорта

История первого советского вездехода легкового исполнения

Из истории советского самодеятельного атомобилестроения

 

   Rambler's Top100