мини-трактор

ПРОСТО МИНИ-ТРАКТОР»

Малогабаритная сельхозтехника — отличный помощник на приусадебном участке, в подсобном хозяйстве. Как правило, у каждого из задумавших смастерить собственными руками свой мини-трактор (МТ) имеется изначальная «материальная база». Чаще всего это какой-нибудь старенький мотоцикл или мотороллер да пара-другая узлов от уже отжившей свое, списанной техники. Крайне желательно, чтобы в числе последних были главная передача с задним ходом (скажем от мотоколяски СЗА), рулевая колонка (от автомобиля ГАЗ-51), и в качестве ведущих - передние колеса от трактора (допустим, от Т-25 «Владимирец»). И не беда, если покрышки у последних окажутся поврежденными: с порезом или с порванным металлокордом. Ведь работать им придется при давлении воздуха в их камерах не 2,4-2,6 атмосферы, как прежде, а 0,5-1,0. Так как используемые в конструкции МТ тракторные колеса существенно отличаются по диаметру от колес мотоколяски, соединять их напрямую с главной передачей нельзя: это грозит увеличением скорости движения мини-трактора с соответствующим падением развиваемого им тягового усилия. Нужны бортовые редукторы –например, от механизма передвижения тельфера или иной техники. Но самодельщику чаще всего приходиться рассчитывать на собственные силы: изготавливать бортовые редукторы из того, что у него под руками. Подходящие шестерни можно подобрать из «залежей» Вторчермета, сдав вместо требуемых вам деталей соответствующее количество металлолома. А достаточно прочную основу корпуса для редуктора сделать из щвеллера и приваренных к нему торцевых крышек из отрезков 4-5 мм стальной полосы. Приближенное значение передаточного числа у нужного редуктора легко определить, разделив наибольшую скорость, которую мог бы иметь МТ при прямом соединении тракторных колес с главной передачей, на требуемую, рабочую. В свою очередь, наивысшую скорость находят, подсчитав разницу в диаметрах колес («штатных», что были на главной передаче, и новых, тракторных) и зная скорость мотоколяски СЗА. Подбирать шестерни для именно такого передаточного числа не так уж обязательно. Сам редуктор может быть и с несколько меньшим передаточным числом. Остальное подбирается на звездочках цепной передачи, которые самодельщику легче менять. Итак, найдя подходящие две пары шестерен, валы, подшипники с корпусами, переходят к изготовлению бортовых редукторов. Так как последние абсолютно симметричны относительно друг друга и продольной оси мини-трактора, ограничимся описанием лишь одного. В основе корпуса редуктора – короб (по размерам шестерен) из двух отрезков швеллера нужной длины с привариваемыми к ним, как уже упоминалось выше, торцевыми крышками. Из уголка по периметру короба делается рамка, а по внешним размерам ее – плита из листовой стали толщиной 8-10 мм. Исходя из конкретных размеров используемых деталей, находят, на каком расстоянии будут размещаться центры валов, и наносят соответствующую разметку на корпус редуктора. Определяют точное месторасположение корпусов подшипников, под которые в корпусе редуктора делаются отверстия. Если нет возможности выполнить последние фрезерованием, сверлить по контуру мини-отверстия друг за другом так, чтобы центральная часть впоследствии сама выпала. Неровные края зачищают напильником. Затем собирают на валах соответствующие шестерни, подшипники со своими корпусами и вставляют все это в корпус редуктора. Рамку накладывают на короб. Перемещая короб по поверхности плиты, находят такое месторасположение, при котором шестерни работают в оптимальном режиме, без заеданий. Сваркой слегка «прихватывают» рамку к плите. Но так, чтобы после сверления отверстий под крепежные болты ее можно было сравнительно легко отделить. Отверстия должны идти по всему периметру, на равном расстоянии одно от другого. А их диаметр – соответствовать диаметру болтов, чтобы во время эксплуатации исключить какие бы то ни было смещения короба относительно плиты. Прикрепив рамку болтам прочно к плите, переходят к окончательной сборке редуктора. Короб приваривают к рамке, а корпуса подшипников – к коробу и плите. Да так, чтобы впоследствии не возникало ни течи масла, ни деформации деталей. По приведенной выше технологии изготавливаются, как уже отмечалось, два бортовых редуктора. На выходной вал у каждого насаживается по ступице с прикрепляемым к ней на болтах переходным диском (самодельным). Собирают редукторы со своими колесами. Задний мост у МТ – самодельный, сварной. Но чтобы его смастерить, нужно знать точное расстояние, которое должно быть между плитами. А для этого требуется свой (пусть и минимальный по объему) математический расчет. Измерив расстояние от центра колеса до наружной кромки плиты, удваивают его; полученный результат вычитают из выбранной ранее (на этапе обдумывая «технических условий») ширины колеи мини-трактора. В частности, у МТ, изображенного на иллюстрациях, расстояние от центра колеса до кромки плиты равно 132,5 мм. После удвоения получаем 265 мм. А ширина колеи у данного трактора 765. Тогда: 765 мм- 265 мм = 500 мм. Именно такая длина должна быть у элементов заднего моста, соединяющих обе плиты друг с другом. А в качестве материала лучше всего здесь подходит уголок соответствующих типоразмеров. Скажем, для задних элементов, на которые ляжет, по сути, вся нагрузка, хорошо подойдет уголок 70х70 мм, в то время как для передних можно ограничиться уголком 35х35 мм. Ну а как приварить их к плитам, не нарушив центровки редукторов? Колеса на данном этапе целесообразно отсоединить. Зато первичные валы редукторов временно скрепить друг с другом, воспользовавшись отрезком вспомогательной трубы. Причем ее внутренний диаметр должен быть таким, чтобы первичные валы редукторов входили бы в нее достаточно плотно. Вставив на свои места соединительные элементы из уголка длиной (для рассматриваемого варианта МТ) 500 мм, приваривают торцы последних к плитам, после чего вспомогательную трубу распиливают и удаляют. Рама мини-трактора тоже сварная. Ее можно сделать из отрезков труб, швеллера или уголка соответствующих типоразмеров и требуемых запасов прочности. В рассматриваемом варианте лонжероны рамы МТ - отрезки стальной бесшовной трубы ГОСТ 8734-75 наружным диаметром 60 мм и толщиной стенки 5 мм. Длина определена, исходя из задуманных габаритов мини-трактора, с учетом места водителя и размеров силового агрегата, и составляет 1190 мм. Лонжероны привариваются к переднему верхнему торцу плиты редуктора. Соединение это усиливается косынками в горизонтальной и вертикальной плоскостях с соблюдением параллельности главных силовых элементов. С учетом формы силового агрегата и других основных узлов МТ приваривается рама-дуга силового агрегата. В рассматриваемом варианте материалом для ее изготовления послужила тоже стальная бесшовная труба, но с внешним диаметром 27 мм и толщиной стенки 3,5 мм. Присоединив задние колеса к редукторам, устанавливают переднюю часть рамы МТ на подставки (временные) так, чтобы лонжероны располагались параллельно поверхности земли. Затем определяют высоту втулок опорно-поворотного механизма передних, управляемых колес. Привариваем к лонжеронам швеллер 100х60 мм (шов сплошной, снизу) и поперечину (уголок 30х30 мм, сверху). В боковинах (строго посредине) швеллера, усиленных наварными накладками, высверливается отверстие под ось качания диаметром 30 мм. Передний мост самодельный. Детали опорно-поворотного механизма вытачивают после того, как определена высота втулок. Затем выполняют сборку правого и левого узлов опорно-поворотного механизма с передними колесами. Из трубы подходящего сечения вырезают два отрезка соответствующей длины (рассчитывается, исходя из ширины колеи и других параметров, связанных с узлами опорно- поворотного механизма в сборе с колесом). Будучи приваренными к правой (левой) втулке опорно- поворотных узлов – с одной стороны, а с другой – к втулке узла качания переднего моста, они с успехом послужат в качестве балки качания. Собранный передний мост подводят под раму МТ. При совмещении отверстий (во втулке узла качания и в боковинах швеллера рамы) вставляют ось качания – болт М30, завинчивают гайку и раскернивают. Шасси готово. Расположение узлов и деталей на шасси, можно сказать типичное. В корпусе заднего моста располагается редуктор главной передачи. Упругие муфты, соединяющие вал главной передачи с первичными валами бортовых редукторов, - от мотоколяски СЗА. Если достать такие не удается, их можно заменить самодельными. В качестве упругого соединительного элемента неплохо послужат диски толщиной не менее 20 мм с четырьмя отверстиями в каждом. Диски вставляют между полумуфтами и крепят к ним болтами. Здесь же, на заднем мосту, устанавливают сиденье, выполненное из обычного стула на металлических ножках. Правда, ножки пришлось немного укоротить, дабы соблюсти требования эргономики, технической эстетики и современного дизайна. Передняя панель с поликом – от старого мотороллера «Тула-200». Столь же необычное применение на МТ нашлось и для задней части капота мотороллера «Вятка-Электрон». От нее и другой конструктивный узел: разрезанная поперек по полику рама силового агрегата и установленная на раме мини-трактора. Рамы сварены вместе. Причем задняя часть силового агрегата через уголок прикреплена к раме мини-трактора. Ось колеса с тормозным барабаном снята. С наружной стороны строго по центру к ней приварена стальная круглая болванка – будущий новый вал такой длины, чтобы звездочки на нем и на редукторе главной передачи находились бы на одной линии, а на конце вала стоял бы подшипник качения. Вал-заготовка вставляется в токарный станок для доведения до требуемого диаметра. Что касается параметров самой цепной передачи, то здесь все зависит от имеющихся у конкретного самодельщика возможностей. Если на главной передаче будет использоваться звездочка от мотороллера «Вятка-Электрон», то на валу (новом!) отлично сработает звездочка от мотоцикла «Минск». Ну а если на главной передаче применить ижевскую, то звездочку «удлиненного» вала придется делать самостоятельно. Количество зубьев подбирается по требуемому передаточному числу. «Удлиненный» вал устанавливают на место в сборе с тормозным барабаном, напрессованной звездочкой и подшипником в корпусе. Рулевая колонка – от автомашины ГАЗ-51, укороченная. Вставляется она рулевым валом в отверстие передней панели таким образом, чтобы редуктор с площадкой помещался между корпусом цепи силового агрегата и рамой. Причем площадку колонки к поперечной балке (швеллеру 100х60 мм) приваривают, в то время как рулевой вал к раме силового агрегата крепится что ни на есть обычнейшим хомутом. От площадки колонки до уголка крепления панели вмонтирован еще один уголок, служащий опорой конечного подшипника вала силового агрегата. Уголок приваривается, в нем высверливаются отверстия для креплений корпуса подшипника. Из других конструкционных особенностей МТ нельзя не отметить, что в качестве рулевых тяг здесь использованы тяги переключения передач от автомашины БелАЗ. Крылья задних колес вырезаны из кузова старого «грузового» «Москвича» и закреплены на стойках (уголок 25х25 мм). Для вала отбора мощности на нижней ветви цепи предусмотрена установка углового редуктора (от подвесного лодочного мотора или от любой сельхозтехники). Но его можно и не ставить: ведь все зависит от выполняемых с помощью мини-трактора работ.

Рис. 1

Рис. 2