Верхне-Лалье от древности до наших дней
Статья: Токмаков Н.М., Верхне-Лалье, Стройково, 2011 год, (girosil@mail.ru)
Нынешние места занимаемые русскими, подсознательно относящим себя к вологодскому населению ранее занимали другие
народности. Вплоть до 12 века здесь обитало финно-угорское коми-зырянское население (Чудь,Нарова,Сум,Весь,Меря,Емь,Мурома,Черемисы,племя Пермское-зыряне,вогулы,остяки).
Древнерусское население осваивало Север Руси двумя потоками.
В 11-12 веках ведущая роль принадлежала ладожско-новгородским отрядам, а в 13-14 веках приоритет переходит Ростовско-Суздальскому и Московскому княжествам.
В летописных документах всячески замалчивается роль Новгорода в заселении земель Устюгского края.
На протяжении 14-15 веков сложилась лузская территориальная группа коми-зырян (лузская пермца). Замещение населения пришельцами проходило довольно мирным
путем, хотя некоторые сведения о стычках имеют место. Описан случай о нападении «Чуди» в округе Лальска в месте называемом Поклонной горкой,
даже имеется укрепленный городок на территории Лальска именуемый в настоящее время «Ботищем». По причине нежелания принимать христианство, терпеть притеснения
пришельцев и малосильности местное население «Чудь» частично отодвинулись на восток и далее в Сибирь, но в большинстве своем смешалось (ассимилировалось)
в среде соседнего населения (муромы, мери, наровы, мещеры, веси) и среде пришельцев приняв их веру, язык и потеряв обычаи, культуру.
В целом же колонизация севера носила насильственный характер.
Колонисты регулярно совершали набеги на местное население, отбирали пушнину, уводили пленников. По этой причине торговые поселения колонистов как правило были
сильно укреплены по правилам того времени.
С постепенным усилением великокняжеской власти в отношении Новгорода и Ростова ее позиции в отдельных точках Устюжской земли
упрочивались. Со времени Ивана Калиты (1333 г.) дань с «пермских людей» стала взиматься великими князьями, а великий князь Дмитрий Иванович Московский в 1364 г.
отобрал у князя Константина Васильевича Ростовского Устюг и «пермские месты устюгские». Княжеская дань с них и с Устюга стала поступать в Москву,
тогда как церковная дань и пошлины поступали в Ростов в архиерейскую казну. В Двинской уставной грамоте 1397 г. уже упоминаются устюжские наместники
великого князя. Таким образом уже к концу 14 века в наших местах хозяйничали не только местное коренное население.
Археологическим фактом гласящем о нахождение на верхнелальской земле "Чуди Заволоцкой" (???) является городище "Верхнелальский городок", многократно
упоминающийся в истории археологии края (Устюгского, Вологодского). Надо заметить, что это совершенно не говорит о том, что обитателями городка была "Чудь".
Возможно (не более чем предположение) Городок построили люди военные - ушкуйники
(разбойные дружинники, нанятые Новгородскими боярами для захвата земель), о чем говорит
правильность линий сооружения (ров, вал, форма площадки). Вероятно у строителей городка уже был практический опыт возведения фортификационных объектов.
Ещё один доказательный аргумент о чудском населении, это деревня Княже. В приложении к номеру 27 (от 3 апреля) "Вологодских губернских ведомостей" 1880 года
рассказывается, что у местного населения Чуди существовали предводители, называемые "князьками". Места где располагались так называемые дворцы (громко сказано)
этих "князьков" часто назывались словами имеющими корень общий со словом "князь". Например, совсем не далеко, в Сольвычегодском уезде, Ильинском приходе, волости
Гавриловской не далеко от деревни Вахтинской (около реки Выя) имеется поле называемое "Княжево".
Существующие упоминания о церковном приходе в Верхне-Лалье дают основания полагать, что уже в 16 веке проживало современное
русское население на этой территории. И даже известно что в 1548 году даже существовала деревня Курьяново. Таким образом время создания городка в
Верхне-Лалье находится во временном периоде 14-15 веков. Но не исключено, что и позднее, уже во времена существования деревень.
Суждение о том, что Городок наиболее древнее поселение, весьма опрометчиво.
В приложении к номеру 38 "Вологодских губернских ведомостей" от 1845 года утверждается, что городки создавались для защиты еще малолюдных колоний на Севере
Руси от набегов Чуди, а позже Двинян, Вятчан, Татар, шаек Лисовщиков. Опасаясь нападения жители придумали делать "крепостцы" состоящие из земляного вала обведенного
рвом и укрепленного тыном или городом из заостренных бревен. Так было ещё в начале 17 века. На территории городков делались погребы и тайники для хоронения имущества.
Городок в Верхнелальском приходе, вероятно, впервые описан И.К.Степановским в 1890 году.
Он отмечает, что "В полуверсте от церкви находится возвышенная местность, называемая "Городком". С юго-востока городок обведен земляным валом, на
западе и севере обрывисто склоняется к старой реке Лала, которая в настоящее время превратилась в болотистую местность. По народному преданию, в этом
городке обитала "Чудь" (ещё требует научного доказательства - прим.автора).
Без изменений это же описание помещено в "Памятной книжке Вологодской губернии на 1893-1894 годы".
В 2009 году памятник был осмотрен сотрудником
Подосиновского краеведческого музея А.Н.Пластининым и кировским краеведом В.А.Добролюбовым во время водного похода по маршруту Верхне-Лалье - Лальск (р.Лала) - Палема (р.Луза).
Они отмечают, что археологический памятник находится на правом берегу реки Лалы, правого притока реки Лузы, в 700 м от с.В-Лалье.
"Городище занимает треугольный мыс высотой 8-9 метров. С юго-востока площадка по небольшой дуге ограничена валом и рвом. Высота вала 1.8 - 2.0 метра,
ширина в основании 10-12 метров. Площадь памятника составляет порядка 2000 кв.м. Окружающая местность и сам археологический памятник поросли лесом - редкие сосны, ели и березы.
Северная оконечность памятника разрушена бульдозером, вероятно при строительстве дороги. На площадке имеется яма-провал, от которой в сторону оврага отходит не глубокая канавка.
Местные жители отмечали, что на городке была силосная яма (последнее утверждение не относится к этому Городку)".
Не смотря на то, что Городок находится буквально рядом с крупным населенным пунктом (около 300 человек), он сохранился в неприкосновенности до сих пор.
По понятным причинам не привожу на сайте фотоматериалы дислокации городка с его точным местонахождением во избежание массового паломничества (или черного копательства), он ещё ждет научного исследования.
В старину Городки строились на водных путях сообщений, а затем и на сухопутных вдоль рек от Великого Устюга через Сольвычегодск, Ильинско-Подомское, Лальск и снова
Великий Устюг. Замкнутый в кольцо маршрут позволял иметь стабильные торговые отношения указанных территорий. В период неспокойного и враждебного отношения
местного населения (Чудь) и княжеской раздробленности Руси (враждовавшие между собой вятчане, новгородцы, татары и т.п., шайки свободных людей) на путях сообщения возникали подобные
городки для укрытия от разграбления торговых людей и государственной казны.
Таким образом можно выдвинуть несколько версий появления городков:
Городки строили новгородские ушкуйники, направленные для захватов добычи, расширения владений своих хозяев,
Городки строили торговые и государственные люди для укрытия от враждебного местного населения на постоянных маршрутах путей сообщения,
Городки строили русские, славянские поселенцы при переселении на места нового проживания,
Городки для оборонных целей строили Строгановы после 1574 с разрешения правительства,
Городки строило местное население для укрытия от диких зверей (медведи, стаи волков, росомахи и пр...)
Ситуацию могли бы прояснить документы о результатах археологических раскопок проведенных на территории Городка Савельевой Элеонорой Анатольевной - сотрудником "Института языка, литературы и
истории" Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (современное название) в 70-х годах 20 века. В настоящее время Савельева Э.А. является
доктором наук, выполняет обязанности заместителя директора по научной работе.
В настоящий момент пока известно, что в 1973 году экспедицией под руководством Савельевой Э.А были проведены рекогносцировочные раскопки на территории нашего Городка, обнаружен культурный
слой, но масштабных исследований не проводилось. Экспедиция в тот сезон исследовала Ильинский городок, проводила раскопки в городище Маковка (дер.Рязань) и Чабровском
городище (дер.Чаброво) неподалеку от села Никольского в Вилегодском районе Архангельской области.
Городища на Виледи создавались вероятней всего в 15-16 веках, следует полагать что и наш Городок относится к тому же времени основания.
Изучение научных публикаций относительно аналогичных Городков в Республике Коми позволяет с высокой долей достоверности считать, что Городки в том числе и наш
могли возводиться в 14-16 веках, вплоть до 17 века. Использовались они вероятней всего для выполнения государственных обязанностей - сборы налогов и податей,
распределение повинностей и пр.. Реже как оборонительное сооружение. Более ранние Городки относятся к 12-14 векам и являлись становищами русских сборщиков
дани после колонизации земель.
В научных публикациях ученых республики Коми в том числе и Савельевой Э.А. не встречается упоминание верхнелальского Городка возможно в связи с тем, что он не
относится к территориям Республики. Здесь на сайте размещён доклад "Осадные Городки 14-17 веков на
территории Коми края"
Изучение соседних Городков: в Лальске, на территории республики Коми, исследование древних документов показало, что Городки в здешних местах создавались в
период с 11 по 17 века. Практически все, кроме Лоемского, носили осадный характер. Разные исследователи выдвигают различные версии происхождения Городков:
С.В.Бахрушин и А.А.Зимин относили возникновение Городков на территории Коми к 15 веку в связи с необходимостью обороны пограничной области и полагали, что они возникали
"по инициативе самих жителей ... но в их устройстве и оснащении могло принимать ... московское правительствво" (Бахрушин, Зимин, 1955 год)
И.С.Макаров датирует появление Городков на Лузе 16 веком. По его мнению Городки выполняли оборонительные функции и служили для защиты от набегов "Луговой черемисы" (марийцы низменного левобережья Волги) (Макаров, 1937 год)
Л.Н.Жеребцов считал, что возникновение городков на Лузе в 15-16 веках было связано с необходимостью обезопасить один из участков военно-торгового пути на Вятку и Каму (Жеребцов, 1982 год)
М.М.Богословский полагал, что осадные Городки на землях Чуди Заволоцкой и других территориях Перми Вычегодской создавались московским правительством в качестве опорных пунктов русских гарнизонов для упрочения великокняжеской
власти среди туземного населения (Богословский, 1909 год).
Далее представлена карта Сольвычегодского уезда и прилегающих территорий примерно начала 19 века или чуть ранее. Видим четкое кольцо вдоль которого
расположено множество населенных пунктов. Это и есть тот кольцевой торгово-почтовый путь, который испокон веков (с 12-14 веков) соединял и обьединял местное население.
Наш Городок (выделен одиночным зеленым знаком) четко вписывается в версию как оборонное укрепление обслуживающее этот путь. По моим предположениям на этом пути
при желании можно обнаружить еще пару-тройку аналогичных городков, если они не погибли от производственной деятельности
населения в последние пару веков (Городки обозначены на карте зелёной точкой).
Обратите внимание на группы деревень отходящих цепочкой вправо от Подомского (Ильинска-Подомского) и от Лальска - это и есть те два пути в сторону Лоймы,
упоминаемые Петром Первым, которые составляли направление движения в Сибирь (установленные еще в 1597 году), до тех пор пока не был установлен (в 1763 г)
более близкий путь из Москвы в Сибирь через Казань.
(На стыке XVII – XVIII веков вышло несколько указов Петра I «… чтоб в Сибирь ездили через Верхотурье и налаженные торговые пути в г. Лальске»)
В 16-17 веках сфера интересов известных предпринимателей Строгановых распространилась до Сольвычегодска, известно что центр их владений находился в
Солях Камских (Соликамске). Приобретают значение Великопермские вотчины, обширные области от Вычегды до Урала. Экономические связи между двумя вотчинами
долгое время осуществлялись благодаря Великому санному пути, проходившему через Виледь: Москва - Ярославль - Вологда - Тотьма - Великий Устюг -
Сольвычегодск, от Сольвычегодска - деревня Бурца-Большой двор на Виледи - Коракино - село Кибра на Сысоле - Палауз - село Ужга - Гидаево - Кай-городок на Каме
Лухна Коса - Уролка - Соликамск и далее в Сибирь.
С 1597 года главный путь из Европейской России в Сибирь изменился пролегал по Виледи и Верхолалью по линии Тотьма - Устюг - Лальский посад - Верхолалье -
Ильинск (Вилегодский) - Кай-городок...
Это был более короткий путь (этим путем пользовались и в 18, и даже 19 веках). Начиная с 19 века этот путь распался на отдельные тракты, как бы сейчас сказали,
регионального значения.
На Виледи существует предание относительно путей сообщения в 16-18 веках:
"Однако между Устюгом, Лальском и Ильинском поддерживалось сообщение и летом. Одним из центров такого сообщения была деревня Большая Кулига, где существовал
волок с реки Лала на реку Виледь. Местные жители до сих пор называют эту дорогу волоком." Отмечу, что с Верхне-Лальем существовало несколько путей сообщения.
Сегодня известно не менее 4 (четырёх): основной через Стройково - Березник, через Жёлтиково - Дворище - Пречисту, через Княже - Кулигу, через Пожарище - Быково.
Внимательный читатель обнаружит разноречивые показания в тексте по поводу даты создания Городка и его назначения. Ну что, пусть он сам определится с
назначением городка и его возрастом. Наука пока не может дать нам точного ответа. Она не в курсе. Пока достоверно известны только координаты: 60 град 56 мин 22 сек
северной широты, 47 град 47 мин 40 сек восточной долготы, высота над уровнем моря 113 метров, над уровнем прилегающей местности 27 метров.
Вот что дают исследования археологов на территории Вологодского региона.
Поселения 2 тысячелетия до н.э. (эпоха бронзового века) связаны с камско-уральским кругом культур эпохи бронзы. Примерно с середины 2 тысячелетия до н.э.
в районе Устюга и на большинстве территории Вологодской области
появляется совершенно новое население - носители культуры "сетчатой" керамики. Характерной чертой глиняной посуды, которой пользовалось это население,
является наличие на внешней поверхности сосудов
отпечатков тканей или оттисков особых штампов, напоминающих отпечатки ткани или сетки. Большинство исследователей рассматривают это население как
финно-угорское. Поселения с сетчатой керамикой существовали до
первых веков нашей эры.
В середине 1 тысячелетия н.э. складывается ванвинздинская археологическая культура, хронологические рамки которой ограничены 6-10 веками. В дальнейшем
ванвинздинская культура послужила основой для формирования вымской культуры (11-14 века), которую исследователи связывают с летописной пермью
вычегодской и коми-зырянским населением.
Носители ванвинздинской культуры вели довольно подвижный образ жизни, занимались охотой, рыболовствоми возможно скотоводством, но не были знакомы с
земледелием, так же как и другие этнические группы финно-угров, обитавших к западу от Северной Двины в бассейне Онеги и Сухоны.
С рубежа 9-10 веков древне-русское население, преодолев волоки между реками Волжской системы и Белого моря, продвигалось на Север и Восток.
Среди колонистов были славяне, группы прибалтийско-финского и поволжско-финского населения. Обьектом освоения часто становились не ближайшие
пустующие земли, а достаточно отдаленные районы, т.к. экономической основой колонизации являлась промысловая деятельность.
Слабая заселенность территорий между Белым озером и Северной Двиной на первых порах открывала широкие возможности для свободного выбора места для поселений.
Лишь выйдя на правобережье Северной Двины колонисты натолкнулись на относительно консолидированный массив финно-угорского - пермского (коми-зырянского) населения,
препятствовавший свободному движению далее на восток.
Первые древнерусские переселенцы на правом берегу Северной Двины появились во второй половине 12 века и постепенно вытесняли или ассимилировали местное население.
На поселениях 12-13 века Утюжской округи выявлены массовые находки вычегодских, восточно-финских, вымских изделий.
С момента появления первых славянских поселений здесь формировалась контактная зона славянского и финско-угорского населения. Жители Устюгской округи выступали в роли своеобразных посредников - регуляторов отношений
Центральной Руси с местным финно-угорским населением. Редкие находки оружия говорят о мирном процессе существования культур.
Библиография:
1. Степановский И.К. Вологодская старина (историко-археологический сборник). Вологда,1890, стр.369.;
2. Памятная книжка Вологодской губернии на 1893-1894 годы.Вологда.1893;
3. Топографические сведения о главнейших городках, городищах и курганах губернии.Отдел первый Церковно-исторический стр 35-40.;
4. Пластинин А.Н. Отчет о водном походе по маршруту Верхнелалье - Лальск(р.Лала) - Палема(р.Луза). Архив Подосиновского краеведческого музея 2009 год;
5. Сборник материалов третьей областной конференции. "Сохранение исторических обьектов и памятных мест Лузского района Кировской области",Лальск,Киров,2011 г;
6. Сиротина Н.В. (г.Екатеринбург) «Очерк летописи заштатного города Лальска» как памятник областного русского летописания XIX в.
7. Савельева Э.А. "Этнокультурная история Европейского Северо-Востока в эпоху средневековья", Сыктывкар, 1995 г.
8. А.Р.Игушев, М.В.Кленов, Э.А.Савельева "Осадные городки 15-17 веков на территории Коми края", Сыктывкар, 2000 г.
9. История Виледи. "http://libvilcbs.narod.ru/istoriya.htm"
|
|