- Часовня построена в 1731 г. в честь чудесно обретенной
иконы Покрова Пресвятой Богородицы.
- Состояние часовни аварийное. Частично разрушена.
Купол разрушен, крест утерян.
Священники Михаило Архангельской церкви:
В 1647 году: Артемий Иванович Сапожников
..-1710-1722 Федор Герасимович Швецов
1722 - 1746 Григорий Федорович Швецов
1746 - 1754 Иван Григорьевич Швецов
1754 - 1785 Григорий Михайлович Жуков
1770 - 1773 Леонтий Григорьевич Жуков
1773 - 1806 Иоанн Герасимович Яхлаков (17..-1811)
1806 - 1834 Михаил Иоаннович Яхлаков
1834 - 1875 Соколов Иоанн Алексеевич (1812-1875)
1876 - 1877 Соколов Феодор Иоаннович (1840-1877)
1877 - 1894 Заварин Александр Петрович (1832-20.10.1894)
1894 – 1929 Клочков Алексей Дмитриевич (1870-1932)
1915 - 1923 Сергей Константинович Пуртов (второй священник)
1923 - 1932 Клочков Александр Алексеевич (1899-194…)
1932 - 1937 Филиппов Александр Кузмич (1879 - )
2001 - 2005 Галич Федор Иванович
2001,
2005 - 2014 Облецов Василий Валентинович
Диаконы церкви:
до 1875 года: Сапожников Петр
1775 - 1806 Сапожников Василий Петрович
1806 - 1856 Сапожников Яков Васильевич
1837 - 1856 Сапожников Михаил Яковлевич
1845 - 1892 Попов Стефан Иоаннович
1892 - 1909 Попов Андрей Иоаннович
1909 - Попов Афонасий Андреевич
Пономари (дьячки, псаломщики):
В 1647 году: Шихирин Харитон Емельянович
и Авраам Малахиев
Часовня в Горячеве настолько примелькалась местному населению, что даже особо никто и не обращает на нее внимание до сих пор. Она больше
привлекает внимание туристов и исследователей края. Да наш генерал Горячевский Александр Прокопьевич изредка туда наведывается.
В последние годы не так просто найти деревню. Летом 2014 года я изрядно поплутал в лесу, пока удалось выйти в нужное место.
В деревне всё ещё находится три развалившихся дома, да часовня с упавшей кровлей входного тамбура.
Стоит в небольшой деревне неказистый маленький домик, в сторонке от деревенских домов на солнечном припеке около спуска к реке.
Место, где расположилась часовня притягивает к себе проходящего путника, и сейчас, когда в округе на многие километры нет человеческого жилья
рядом с часовней обжито место отдыха то ли рыбаков, то ли туристов, то ли верхнелальской молодежи.
Деревня Горячево и часовня расположились на крутом берегу Лалы с крутым ее разворотом между деревнями Романово и Стреково (Большое Стройково).
Такие повороты реки как правило сопровождаются кружалом, т.е. глубоким омутом с водоворотами на поверхности воды. Это место не явилось исключением.
Берег и обрыв к реке зарос деревьями, да и ближайшая пожня тоже зарастает лесом.
В советское время, когда жизнь в Верхне-Лалье била ключом, часовенька использовалась под хранение зерна. Помещение не большое и вряд ли
могло в себя вместить более 30 тонн зерновых. Может быть так, для временного хранения во время уборки. Полагаю, что она большую часть времени
простаивала без дела.
История возникновения часовни не известна, но существует предание:
"Там, говорят, по реке икону несло и волной-то закрутило: водоворот такой. Она крутится на месте и её не уносит.
Вот, значит, Бог место указал. Там часовню поставили на берегу и икону принесли, служили в часовне."
Для непосвящённых поясню, что отличие часовни от церкви заключается в отсутствии алтаря в часовне.
По чистой случайности название часовни в литературе было перепутано. По свидетельству Нечаева Валентина Ивановича часовня во имя
"Святого Георгия" построена в конце 19 века, к сожалению эта информация опубликована в книге "Мы славные дети твои, Верхне-Лалье".
Да и не только, Валентин Иванович не может точно вспомнить источник информации, но совершенно аналогичная информация содержится в книге "Сохранение
исторических обьектов и памятных мест Лузского района Кировской области" в докладе Юлии Феликсовны Страздынь (сотрудник Лальского
Краеведческого музея) "Церкви старого Лальска и лальской округи"
со ссылкой на материалы по инвентаризации 1992 года, г.Киров, т.17 кн.1.
И при этом необходимо помнить, что при Верхолальской церкви вплоть до конца 18 века имелся придел святого великомученика Георгия.
Настоящее название часовни Покрова Божьей Матери и возраст ее уже в 1857 году даже служители нашей церкви не знали.
Поиски документов дали положительный результат, оказалось что разрешение на строительство часовни было получено Указом Устюжской
Духовной Консистории от 28 декабря 1730 года. И на следующий год уже была построена.
Часовня имела не большое количество икон, молебны и чтение божественных книг производились священниками Михайло Архангельской
церкви один раз в год, 1 октября, в день Покрова Божьей Матери. Но были периоды забвения, во время священника Иоанна Соколова, это
средина 19 века, в часовне не проводилось обрядов. К концу века снова возобновились. Возможно в этот период были обстоятельства для
прерывания богослужений и чтения Божественных книг.
По русской земле построено множество часовень и церквей по поводу чудесного обретения икон и других чудесных явлений, появление
той иконы в верхнелальской реке Лале пусть останется на совести любителя мистификаций.
Икона, явившаяся поводом для строительства церкви вскоре была перенесена в Михайло Архангельскую церковь.
При строительстве последнего здания церкви, в честь признания авторитета и популярности иконы было решено построить отдельную
церковь, летнюю, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Оригинал иконы утерян во времена закрытия церкви. Это произошло после 31 октября 1937 года,
вслед за арестом священника Филиппова Александра Кузмича
Судьба иконы неизвестна, но поскольку
икона имела значительное количество драгметаллов, её наверняка держали в руках члены ликвидационной комиссии. Как с ней обошлись, забрали с
собой или сняли серебро, а икону сложили в общую кучу. Будем надеяться что диакон, староста церковный, сторож или прихожане забрали её.
Ниже приводится каноническое изображение иконы для тех, кто впервые видит её.
Вернемся к истории. Новая церковь унаследовала традиции и накопления прежних церквей. В описании церквей Сольвычегодского уезда сделанное для Вологодской
Епархии 1854 года указано:
"святой образ Божией Матери честного ее Покрова, на нем венцы и риза серебряные под золотом, а левая сторона обложена медью.
К сему образу имеют особенное уважение все жители по реке Лале и граждане города Лальска, так что почти все домы их ежегодно освящаются
молитвословиями пред досточтимым сим изображением Владычицы: с сим святым образом совершается крестный ход в город Лальск.
Устюжской Духовной Консистории от 11 июня 1772 за № 714 и Вологодской Духовной консистории от 30 октября 1849 г. (или 1840 г) за № 835
Указами из Великоустюжской духовной консистории от 11 июня 1772 за № 714 и Вологодской духовной консистории от 30 октября 1849 г.
за № 835 дозволено производить оный по древним обычаям ежегодно."
Икона Покрова Божьей матери имела настолько высокий авторитет, что при открытии обществ трезвости при церквях в начале 20 века,
эта икона использовалась для дачи клятвы об неупотреблении спиртного жителями нашего Верхолальского прихода.
Вот эта молитва:
«Господи, Иисусе Христе, сын Божий я грешный и недостойный раб твой _______ будучи твердо убежден, что вино служит причиной многих грехов, болезней и бедствий.
Для спасения своей души полагаю обет перед животворящим Крестом твоим и святым Евангелием в течение года воздержаться от употребления всяких хмельных напитков памятуя,
что нарушение обета я навлеку на себя праведный гнев Божий. В удостоверение сего обета целую святой животворящий крест и святое Евангелие. Аминь.
Часовня находится в очень плохом состоянии. Не думаю, что в ближайшие годы что-то изменится к лучшему. Жителей в соседних деревнях нет,
уроженцы тех деревень редко бывают в родных местах и вряд ли видят гибель часовни. Во все времена существования часовни её состояние поддерживалось
тщанием жителей ближайших селений по верховьям реки Лалы. Попечительский Совет Михайло Архангельской церкви занят востановлением кровель и внешнего вида церкви, до
часовни руки в ближайшее время не дойдут.
Не совсем презентабельный вид часовни даже в таком состоянии вызывает вопрос об оригинальности строения. Действительно ли часовне
почти 300 лет. Вопрос начал обсуждаться со специалистами, в частности участниками проекта по сохранению деревянных памятников Русского севера.
Состоялся разговор с признанным специалистом по деревянным северным памятникам Андреем Борисовичем Бодэ с просьбой оценить возраст постройки,
охарактеризовать ее строительную историю и дать рекомендации по возможному ремонту. Вот что он написал:
"Судя тому, что можно разглядеть на фотографиях, это постройка середины XIX века.
Об этом свидетельствуют:
- рубка основного четверика сразу с прямыми внутренними углами (без позднейшей растески);
- размер окон, обрамление окон толстыми коробками, похожими на колоды;
- форма завершения и его каркасная конструкция.
На то, что это не постройка конца XIX - начала ХХ века, указывают смотровые окна с галереи. Это встречается и на церквях XVIII века,
на часовнях реже.
Здание имеет как минимум два строительных этапа.
Первый - сруб с галереей с запада и частично с юга, видимо, без обшивки. Второй - с удаленной южной частью галереи, с новым крыльцом, в обшивке,
возможно с новой главкой.
В целом постройка кажется понятная. Хотя можно предположить, что в основе здания есть что-то от XVIII века.
В ухтомской церкви есть аналогичные элементы рубки. Но тогда должны были растесываться боковые окна (следов на фото не вижу) и
переделывался верхний ярус (он каркасный). Но маловероятно, и по фотографиям это установить невозможно."
Пришлось обратиться к архивным данным. Действительно, в Клировой ведомости 1879 года священник Заварин Александр Петрович
состояние часовни характеризует как ветхое. Надо полагать, что спустя 150 лет все-таки капитальный ремонт или возведение нового
здания часовни были выполнены.
Андрей Борисович Бодэ дал следующий совет: "Думаю, что вполне возможно снять верхний слой теса, оставив нижний. Потом либо сразу положить
рубероид, либо сделать дощатый настил и уже по нему положить рубероид".
Экспедиция "Общее дело"
"Не отступать и не сдаваться!" - решили мы и после вчерашней неудачи с поисками "Горячево",
сегодня вновь отправились в автомобильно-пешее путешествие. Свежие волчьи следы и взрытая кабанами
земля были нашими спутниками. Как оказалось, накануне прошли рядом с деревней буквально в 300 метров.
Когда показалась деревня (вернее то, что от нее осталось), мы вновь порадовались за мудрость
нашего народа, избирающего для жилья самые прекрасные места. Часовня стоит на краю высоченного берега,
с которого мы видим тихую реку и бескрайние лесные просторы.
Было сделано то, что можно сделать за несколько часов. А может быть, и сверх того. Покос, фиксация,
обмеры, обрушили обрушаемое, выгребли убираемое, забили окна, иконы водрузили, табличку прибили, молебен
послужили. Затем обратный пеший переход, долгожданное купание и ЕДА! На завтра...впрочем, про это давайте завтра!
Во время этой экспедиции на север Кировской области в 2015 году в общей сложности было обследовано 4 обьекта.
«Мы вынесли мусор, покосили траву вокруг, установили щиты на окна, укрепили двери, сделали мелкий ремонт кровли,
- говорит руководитель экспедиции священник Димитрий Николаев, - а, кроме того, установили внутри иконы и
заранее подготовленные "книги храмов" с исторической справкой, тропарями и молитвой святому, в честь которого освящены храм или часовня».
Ожидается, что в следующем году сюда отправится трудовая экспедиция, которая более основательно займется консервацией заброшенных памятников
русского северного зодчества.
Говорит один из участников экспедиции: Экспедиця этого года именовалась "Лальск-2015". Четверг, 4 июня принёс массу впечатлений и прожитых событий. Утро в маленьком городке Лальск началось
с Божественной Литургии, которую возглавил...митрополит Калужский и Боровский Климент! Ему сослужил епископ Яранский и Лузский Паисий,
епархиальное духовенство и наш отец Дмитрий. Ещё в Москве у нас была из запланирована встреча с владыкой Паисием, но точное её время оговаривать
нужно было уже на месте.
В одной временной точке соединились в Лальске приезд епархиального архиерея, визит митрополита Климента и работа нашей экспедиции. Всё сложилось
очень кстати, торжественно и с пользой. Владыка Паисий заинтересовался деятельностью "Общего Дела" и настроен на сотрудничество.
Все участники экспедиции приступили к Святым Христовым Тайнам. После Литургии, праздничной трапезы и сборов мы выехали в Варжу.
Во время экспедиции также обследовали разрушеную церковь в с.Учка и часовню в деревне Сомово (Гавриловская). По пути в Верхне Лалье посетили часовню на
Скалепове.
Участники экспедиции обнаружили вот такую фотографию в Лальском Краеведческом музее:
Сотрудники общества "Общее дело" (Возрождение деревянных храмов русского Севера) дают точные координаты часовни: Северной широты - 60,963102 и восточной долготы - 47,718254