ЛуАЗ-967 Транспортёр Переднего Края (ТПК)
|
|
ЛуАЗ-967М
|
ЛуАЗ-967
|
|
|
|
|
ЛуАЗ-967
|
ЛуАЗ-967
|
|
|
|
|
ЛуАЗ-967
|
ЛуАЗ-967М
|
|
|
|
|
ЛуАЗ-967М
|
ЛуАЗ-967М
|
|
|
|
|
ЛуАЗ-967М
|
ЛуАЗ-967М
|
|
|
|
|
ЛуАЗ-967М
Место
водителя
|
ЛуАЗ-967М
|
ТПК
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Автомобили
- транспортёры
особо
малой
грузоподъёмности
(400-750
кг.)
предназначены
для
использования
при
эвакуации
раненых
с поля
боя,
подвоза
боеприпасов,
военно
- технического
имущества
а также
установки
отдельных
видов
вооружения.
Среди
отечественных
автомобилей
с колёсной
формулой
4х4
к ним
относятся
ЛуАЗ
967
и 967М.
Эти
транспортёры
отличаются
высокой
проходимостью
на пересечённой
местности,
обладают
амфибийными
качествами,
авиатранспортабельны,
высокоманевренны
и подвижны.
ТПК
ЛУАЗ
967
Автомобиль
предназначен
для
использования
в боевых
порядках
подразделений,
близко
соприкасающихся
с противником.
Снаряженная
масса
- 950
кг,
полная
- 1350
кг.
Дорожный
просвет
- 285
мм.
Высота
с поднятым
ветровым
стеклом
- 1580
мм.
Двигатель
МеМЗ
967А,
мощностью
37 л.с.
Возможна
буксировка
одного
прицепа
массой
до 300
кг.
При
движении
по дорогам
со скоростью
до 75
км/ч
ведущими
являются
передние
колёса.
Привод
на задние
включается
для
преодоления
труднопроходимых
участков.
Есть
также
понижающая
передача,
возможна
блокировка
дифференциала
заднего
моста.
Кроме
того,
для
преодоления
траншей
и выхода
из воды
на неподготовленный
берег,
ЛуАЗ
967
снабжён
легкосъёмными
металлическими
трапами.
Автомобиль
способен
преодолевать
подъёмы
до 58
%. Для
подтягивания
грузов
и раненых
в зоне
огневого
воздействия
противника
можно
использовать
лебёдку,
расположив
машину
в укрытии.
Развиваемое
лебёдкой
усилие
- 150-200
кгс,
длина
троса
- 100
м.
Особенность
ЛуАЗ
967
- возможность
движения
по рекам
и озёрам.
Корпус
машины
- водонепроницаем,
что
обеспечивает
достаточный
запас
плавучести.
По воде
ЛуАЗ
967
движется
благодаря
гребному
эффекту,
создаваемому
колёсами.
Скорость
на плаву
- до
3-х
км/ч.
Место
водителя
в ЛуАЗ
967
размещено
посередине,
а справа
и слева,
с некоторым
смещением
назад
- два
утапливающихся
в платформах
сидения
для
пассажиров.
В сложенном
состоянии
их спинки
находятся
в одной
плоскости
с платформой,
освобождая
место
для
груза
или
двух
раненых
на носилках.
Когда
нужна
скрытность
передвижения,
водитель
может
управлять
машиной
полулёжа.
Рулевая
колонка
при
этом
опускается,
спинка
сидения
откидывается
назад,
а лобовое
стекло
на капот
двигателя.
Щиток
приборов,
смонтированный
на растяжках
ступицы
руля,
в любом
случае
остаётся
в поле
зрения
водителя.
ИСТОРИЯ
СОЗДАНИЯ
Война
в Корее
(1949-1953),
на которую
Советский
Союз
поставлял
военную
технику,
показала
нехватку
в составе
вооружённых
сил
лёгкого
вездехода
для
транспортировки
раненых,
подвоза
боеприпасов
и т.п.
ГАЗ
69,
использующийся
в то
время
для
этих
целей,
имел
слишком
большие
габариты,
был
неповоротлив,
а на
изрытом
воронками
поле
часто
садился
на мосты.
Тогда-то
и возникла
необходимость
в создании
лёгкого
плавающего
вездехода
с высокой
подвеской,
пригодного
для
перевозки
раненых,
желательно
способного
к десантированию
с самолётов.
Разработкой
нового
вездехода
занялась
специальная
группа
в НАМИ
под
руководством
Б.М.Фиттермана.
В 1958
году
был
изготовлен
первый
прототип,
получивший
название
НАМИ
049.
Кузов
был
сделан
из стеклопластика,
роль
рамы
выполняло
несущее
основание
кузова.
Подвеска
- независимая
торсионная,
на продольных
рычагах.
Передний
мост
был
подключён
постоянно,
задний
подключался
через
блокируемый
межосевой
дифференциал.
Дифференциал
заднего
моста
также
блокировался.
Расстояние
между
мостами
(база)
составляло
180
см.
В конструкции
были
применены
колёсные
редукторы,
которые
повышали
крутящий
момент
и увеличивали
дорожный
просвет
до 28
см у
гружёной
машины.
В конструкции
был
применён
двигатель
Ирбитского
мотоциклетного
завода
МД 65
мощностью
22 л.с.
Но ходовые
испытания
опытного
образца
выявили
ряд
недостатков:
стеклопластиковый
кузов
оказался
недостаточно
прочным,
а двигатель
слишком
слабым.
К
разработке
второго
образца
НАМИ
049А
подключились
специалисты
Запорожского
завода.
На основе
одного
из моторов
ВМW
был
разработан
двигатель
МеМЗ
969
мощностью
30 л.с.
Вместо
стеклопластикового
был
использован
стальной
корпус
с мощной
рамой.
От межосевого
дифференциала
отказались,
задний
мост
стал
отключаемым.
Пластинчатые
торсионы
заменили
кованными,
что
позволило
подвеске
выдерживать
удар
при
приземлении
на парашюте.
Работы
велись
над
двумя
вариантами
машины
- простой
и плавающей.
Военные
выбрали
второй
вариант.
Чтобы
решить
задачу
транспортировки
раненых,
место
водителя
расположили
посередине,
за ними
- спина
к спине
- сидел
санитар.
Носилки
для
раненых
находились
по бокам.
Верх
кузова
и частично
боковины
закрывал
брезентовый
тент.
Движение
по воде
осуществлялось
за счёт
гребного
эффекта
колёс.
Окончательный
вариант
получил
название
ЛуАЗ
967.
Его
производство
началось
на автозаводе
в Луцке
в 1961
году.
|