Трактор "ДИЗЕЛЬ" с силовым агрегатом ВАЗ-2101

Статья:    Токмаков Н.М., конструктор трактора

Как понимаете название мини-трактора носит шуточный характер, на самом деле использованы узлы от автомобилей ВАЗ-2102 и УАЗ.


Сколько времени ушло на постройку трактора?

Трактор строил "с нуля", потратив на работу почти два года. Для его постройки пришлось раскурочить рабочий автомобиль ВАЗ-2102 и брошенный ЗАЗ-968, списанную и полусгнившую раму грузового УАЗ.Вместо обрезанного зада рамы наварены отрезки 100 мм швеллера.
На фотографии видны приваренные к нижней части рамы втулки,те что над крыльями передних колес. Это крепеж для ножа-толкателя, например для чистки снега.Для более тяжелых целей его вряд-ли возможно использовать из-за малого веса трактора (около 700 кг).
На панели капота приварены три дуги. Они служат ручками, если надо забраться на капот или бампер. Также они являются ограничителями при перевозке груза на капоте. Он спроектирован так,что может выдержать вес 100-150 кг. Например, несколько мешков картофеля.

Что именно использовано от ВАЗ-2102?

От донора ВАЗ использован в сборе весь силовой агрегат:двигатель,коробка передач,управление сцеплением,педальный узел,электроборудование,приборы, светотехника.

Для понижения скорости движения трактора, применен понижающий редуктор с числом редукции 3,5. Это бортовой редуктор от электрокара.Соединение редуктора с коробкой передач с помощью укороченного УАЗовского кардана. С одной стороны кардана ВАЗовское соединение с резиновой муфтой, с другой стороны УАЗовская крестовина. Соединение двух фрагментов карданов на сварке после предварительной подгонки на токарном станке. Соединение редуктора с задним мостом прямое "фланец к фланцу".Практика эксплуатации показала, что это не самое удачное решение. Надо бы через резиновую муфту.

Что использовано в качестве заднего моста?

Задний мост использован от УАЗ. Длинный чулок укорочен до длины короткого для того,чтобы можно было использовать две стандартные короткие полуоси. Из длинной полуоси сделать короткую достаточно просто:отрезается фланец, сверлится по центру отверстие на токарном станке,обрезок полуоси обрабатывается вставляется в отверстие и обваривается снаружи, лишнее отрезается.

Разрезанный чулок соединяется с помощью сварки, предварительно на срезе снимается фаска.Проваривать по кругу несколько раз до заполнения фаски,далее сверху проваривается до получения хорошего сварочного шва.Затем газовой горелкой прогревается место сварки до темно-красного свечения и остудить на воздухе. Для страховки на место сварки наложен суппорт,на рисунке обозначено цифрой 2. Это на случай если произойдет удар по заднему мосту. На самом деле чулок необходимо вынимать из картера моста, но здесь проблемы с высверливанием заглушки, выбивание чулка из картера,затем как-то укоротить и проточить на таком токарном станке, которые не очень распространены.
Крепление моста к раме с помощью V-образной конструкции (цифра 3), с опорой на штатные подушки заднего моста и крепление к нему стремянками.

Укороченый мост требует переделки полуосей. Короткая полуось переделки не требует, а длинную надо укоротить. Для этого отрезается фланец, протачивается отверстие под диаметр полуоси. Полуось обрезается так, чтобы конец (проточить на станке) проходил сквозь фланец и немного с вылетом. Сейчас можно приварить, но варить только снаружи. Проваривание с внутренней стороны фланца ослабляет материал и по этому месту полуось срежет.

Как устроен передний мост.

Передний мост сварен из толстостенных труб,толщина стенки 8 мм.Наверное буровые. (смотри снимок внизу) В верхней части боковых стоек устроено поворотное устройство из ступичных подшипников ВАЗ.Подшипники сверху и снизу.Сверху закрыто крышкой, через нее выходит поворотная ось.Фиксируется жигулевской ступичной гайкой. В нижнюю - повортную, часть врезаны передние ступицы от ЗАЗ-968.Как это сделать, хорошо видно на рисунке справа. Здесь надо заметить, что необходимо установить оба длинные поворотные пальцы. Кроме этого пальцы сделаны неподвижными с помощью сварки. Это грубо, но они больше никуда не понадобятся.Для прохода сквозь трубную стойку сделаны гильзы,которые туда ввариваются, а пальцы просто в них вставляются и крепятся гайками и стопорятся.
На нижнем рисунке видна рулевая тяга. Там первоначально стояла от Запорожца,но оказалась слабовата.Пришлось заменить на ГАЗ-53.Теперь за нее можно буксировать. Рулевые рычаги вварены в подвижные трубные стойки. Тоже от ГАЗ-53. Для прочности они закреплены косынками.
На стойки переднего моста приварен крепеж для крыльев передних колес. Рычагов крепления - два.



Ось качания переднего моста сделана на поворотном кулаке от ГАЗ-53. Лучше делать на кулаке от ЗИЛ. Он мощнее и при повороте не отклоняется в сторону, т.к. балка у ГАЗ имеет изгиб а у ЗИЛ этого изгиба нет.Кулак сделан сьемным с балки моста. Вварен он в перекладину рамы.
На рисунке над передней балкой видны отбойники, которые срезаны с задней части рамы.



Что с тормозами и рулевым управлением,радиатором?

Главный тормозной цилиндр использован от УАЗ (ГАЗ-53). Жигулевский оказался мал из-за задних УАЗовских рабочих цилиндров.На снимке справа он хорошо виден. Рядом сним стоит главный рабочий цилиндр сцепления.
Рулевой редуктор и рулевая колонка от УАЗ, также от него и рулевая тяга. Для крепления рулевого редуктора в раму вварена перекладина.
Система охлаждения двигателя работает с радиатором от ВАЗ.Он установлен спереди двигателя с наклоном.





Как изготавливалась кабина?

Кабина была изготовлена отдельно и закреплена на раме восемнадцатью болтами через приваренные бобышки.На кабине закреплено сидение.
На передней стенке кабины закреплен педальный узел, приборный щиток,главные цилиндры тормозов и сцепления,детали электроборудования.
Задней стенкой кабины является бензобак - бензобак от ЗАЗ968. Слева и справа от бензобака приварены боксы задних фонарей трактора.





2005 год



Эпилог

На сегодня в составе тракторной группировки дачного хозяйства имеется ещё два трактора:


Трактор рождения 1985 года. За время эксплуатации внешний вид трактора сильно пострадал от тягот повседневной жизни. Капот давно валяется около забора, рулевое управление было сильно упрощено в пользу крепкого ГАЗоновского редуктора и рулевой колонки. Первоначально это была стильная рулевая колонка от Москвича-412, но дюралевый корпус рулевого механизма часто разрывало от ударов на передний мост
Двигатель типа УД-25 со временем был заменен на более распространенный УД-2м. Всего трактор с 1985 года по 2012 год пережил пять двигателей. Причиной выхода из строя была неудачная конструкция поддона, не предназначенная для использования на транспортных средствах. Частые отливы смазочного масла от заборного патрубка приводил к масляному голоданию и как следствие износ кривошипно-шатунного механизма. Часто ломались детали блока цилиндров, масляной центрифуги, кикстартера.
Крутящий момент от двигателя передаётся через коробку передач, цепную передачу на задний мост.
Трактор имеет в качестве прицепных орудий устройства приспособленные от конных. Это грабли, косилка, плуг (называемый кулацким), тележка-двухколка, Четырехколесная телега для перевозки длинномеров.



Трактор ISEKI TX1300 (аналог Mitsubishi D1300) c дизельным двухцилиндровым 4-х тактным двигателем Mitsubishi KE70 и принудительным водяным охлаждением. Приобретен в возрасте 12 лет.
Трактор имеет в комплекте фрезу ISEKI-TX1300. Мощность 13 kwt.,расход топлива до 1,5 л./ч.
Зимний режим старта. Трансмиссия: 4WD, 7-ми ступенчатая коробка передач, пониженный/повышенный режим работы. Блокировка дифференциала. 3-х скоростной режим работы вала отбора мощности (РТО). Педаль тормоза на каждое заднее колесо.
Ручная регулировка задних колёс по борозде. Плавающая Фреза RS1100CD (ширина 1.2 метра). Ручной манипулятор гидравлического привода подъёма и регулировки рабочего уровня фрезы, глубины и угла атаки.
Для трактора предусмотрен широкий спектр навесного оборудования.
Трактор привезен из Японии. Прошел капитальный ремонт в течение зимы 2012-2013 г.г. для успешной работы в весеннюю посевную компанию.







   Rambler's Top100