ПРОСТО МИНИ-ТРАКТОР»
Малогабаритная сельхозтехника — отличный помощник на
приусадебном участке, в подсобном хозяйстве. Как правило, у каждого из задумавших смастерить
собственными руками свой мини-трактор (МТ) имеется изначальная
«материальная база». Чаще всего это какой-нибудь старенький мотоцикл или
мотороллер да пара-другая узлов от уже отжившей свое, списанной техники.
Крайне желательно, чтобы в числе последних были главная передача с задним
ходом (скажем от мотоколяски СЗА), рулевая колонка (от автомобиля ГАЗ-51),
и в качестве ведущих - передние колеса от трактора (допустим, от Т-25
«Владимирец»). И не беда, если покрышки у последних окажутся
поврежденными: с порезом или с порванным металлокордом. Ведь работать им
придется при давлении воздуха в их камерах не 2,4-2,6 атмосферы, как
прежде, а 0,5-1,0. Так как используемые в конструкции МТ тракторные колеса
существенно отличаются по диаметру от колес мотоколяски, соединять их
напрямую с главной передачей нельзя: это грозит увеличением скорости
движения мини-трактора с соответствующим падением развиваемого им тягового
усилия. Нужны бортовые редукторы –например, от механизма передвижения
тельфера или иной техники. Но самодельщику чаще всего приходиться
рассчитывать на собственные силы: изготавливать бортовые редукторы из
того, что у него под руками. Подходящие шестерни можно подобрать из
«залежей» Вторчермета, сдав вместо требуемых вам деталей соответствующее
количество металлолома. А достаточно прочную основу корпуса для редуктора
сделать из щвеллера и приваренных к нему торцевых крышек из отрезков 4-5
мм стальной полосы. Приближенное значение передаточного числа у нужного
редуктора легко определить, разделив наибольшую скорость, которую мог бы
иметь МТ при прямом соединении тракторных колес с главной передачей, на
требуемую, рабочую. В свою очередь, наивысшую скорость находят, подсчитав
разницу в диаметрах колес («штатных», что были на главной передаче, и
новых, тракторных) и зная скорость мотоколяски СЗА. Подбирать шестерни для
именно такого передаточного числа не так уж обязательно. Сам редуктор
может быть и с несколько меньшим передаточным числом. Остальное
подбирается на звездочках цепной передачи, которые самодельщику легче
менять. Итак, найдя подходящие две пары шестерен, валы, подшипники с
корпусами, переходят к изготовлению бортовых редукторов. Так как последние
абсолютно симметричны относительно друг друга и продольной оси
мини-трактора, ограничимся описанием лишь одного. В основе корпуса
редуктора – короб (по размерам шестерен) из двух отрезков швеллера нужной
длины с привариваемыми к ним, как уже упоминалось выше, торцевыми
крышками. Из уголка по периметру короба делается рамка, а по внешним
размерам ее – плита из листовой стали толщиной 8-10 мм. Исходя из
конкретных размеров используемых деталей, находят, на каком расстоянии
будут размещаться центры валов, и наносят соответствующую разметку на
корпус редуктора. Определяют точное месторасположение корпусов
подшипников, под которые в корпусе редуктора делаются отверстия. Если нет
возможности выполнить последние фрезерованием, сверлить по контуру
мини-отверстия друг за другом так, чтобы центральная часть впоследствии
сама выпала. Неровные края зачищают напильником. Затем собирают на валах
соответствующие шестерни, подшипники со своими корпусами и вставляют все
это в корпус редуктора. Рамку накладывают на короб. Перемещая короб по
поверхности плиты, находят такое месторасположение, при котором шестерни
работают в оптимальном режиме, без заеданий. Сваркой слегка «прихватывают»
рамку к плите. Но так, чтобы после сверления отверстий под крепежные болты
ее можно было сравнительно легко отделить. Отверстия должны идти по всему
периметру, на равном расстоянии одно от другого. А их диаметр –
соответствовать диаметру болтов, чтобы во время эксплуатации исключить
какие бы то ни было смещения короба относительно плиты. Прикрепив рамку
болтам прочно к плите, переходят к окончательной сборке редуктора. Короб
приваривают к рамке, а корпуса подшипников – к коробу и плите. Да так,
чтобы впоследствии не возникало ни течи масла, ни деформации деталей. По
приведенной выше технологии изготавливаются, как уже отмечалось, два
бортовых редуктора. На выходной вал у каждого насаживается по ступице с
прикрепляемым к ней на болтах переходным диском (самодельным). Собирают
редукторы со своими колесами. Задний мост у МТ – самодельный, сварной. Но
чтобы его смастерить, нужно знать точное расстояние, которое должно быть
между плитами. А для этого требуется свой (пусть и минимальный по объему)
математический расчет. Измерив расстояние от центра колеса до наружной
кромки плиты, удваивают его; полученный результат вычитают из выбранной
ранее (на этапе обдумывая «технических условий») ширины колеи
мини-трактора. В частности, у МТ, изображенного на иллюстрациях,
расстояние от центра колеса до кромки плиты равно 132,5 мм. После удвоения
получаем 265 мм. А ширина колеи у данного трактора 765. Тогда: 765 мм- 265
мм = 500 мм. Именно такая длина должна быть у элементов заднего моста,
соединяющих обе плиты друг с другом. А в качестве материала лучше всего
здесь подходит уголок соответствующих типоразмеров. Скажем, для задних
элементов, на которые ляжет, по сути, вся нагрузка, хорошо подойдет уголок
70х70 мм, в то время как для передних можно ограничиться уголком 35х35 мм.
Ну а как приварить их к плитам, не нарушив центровки редукторов? Колеса на
данном этапе целесообразно отсоединить. Зато первичные валы редукторов
временно скрепить друг с другом, воспользовавшись отрезком вспомогательной
трубы. Причем ее внутренний диаметр должен быть таким, чтобы первичные
валы редукторов входили бы в нее достаточно плотно. Вставив на свои места
соединительные элементы из уголка длиной (для рассматриваемого варианта
МТ) 500 мм, приваривают торцы последних к плитам, после чего
вспомогательную трубу распиливают и удаляют. Рама мини-трактора тоже
сварная. Ее можно сделать из отрезков труб, швеллера или уголка
соответствующих типоразмеров и требуемых запасов прочности. В
рассматриваемом варианте лонжероны рамы МТ - отрезки стальной бесшовной
трубы ГОСТ 8734-75 наружным диаметром 60 мм и толщиной стенки 5 мм. Длина
определена, исходя из задуманных габаритов мини-трактора, с учетом места
водителя и размеров силового агрегата, и составляет 1190 мм. Лонжероны
привариваются к переднему верхнему торцу плиты редуктора. Соединение это
усиливается косынками в горизонтальной и вертикальной плоскостях с
соблюдением параллельности главных силовых элементов. С учетом формы
силового агрегата и других основных узлов МТ приваривается рама-дуга
силового агрегата. В рассматриваемом варианте материалом для ее
изготовления послужила тоже стальная бесшовная труба, но с внешним
диаметром 27 мм и толщиной стенки 3,5 мм. Присоединив задние колеса к
редукторам, устанавливают переднюю часть рамы МТ на подставки (временные)
так, чтобы лонжероны располагались параллельно поверхности земли. Затем
определяют высоту втулок опорно-поворотного механизма передних,
управляемых колес. Привариваем к лонжеронам швеллер 100х60 мм (шов
сплошной, снизу) и поперечину (уголок 30х30 мм, сверху). В боковинах
(строго посредине) швеллера, усиленных наварными накладками,
высверливается отверстие под ось качания диаметром 30 мм. Передний мост
самодельный. Детали опорно-поворотного механизма вытачивают после того,
как определена высота втулок. Затем выполняют сборку правого и левого
узлов опорно-поворотного механизма с передними колесами. Из трубы
подходящего сечения вырезают два отрезка соответствующей длины
(рассчитывается, исходя из ширины колеи и других параметров, связанных с
узлами опорно- поворотного механизма в сборе с колесом). Будучи
приваренными к правой (левой) втулке опорно- поворотных узлов – с одной
стороны, а с другой – к втулке узла качания переднего моста, они с успехом
послужат в качестве балки качания. Собранный передний мост подводят под
раму МТ. При совмещении отверстий (во втулке узла качания и в боковинах
швеллера рамы) вставляют ось качания – болт М30, завинчивают гайку и
раскернивают. Шасси готово. Расположение узлов и деталей на шасси, можно
сказать типичное. В корпусе заднего моста располагается редуктор главной
передачи. Упругие муфты, соединяющие вал главной передачи с первичными
валами бортовых редукторов, - от мотоколяски СЗА. Если достать такие не
удается, их можно заменить самодельными. В качестве упругого
соединительного элемента неплохо послужат диски толщиной не менее 20 мм с
четырьмя отверстиями в каждом. Диски вставляют между полумуфтами и крепят
к ним болтами. Здесь же, на заднем мосту, устанавливают сиденье,
выполненное из обычного стула на металлических ножках. Правда, ножки
пришлось немного укоротить, дабы соблюсти требования эргономики,
технической эстетики и современного дизайна. Передняя панель с поликом –
от старого мотороллера «Тула-200». Столь же необычное применение на МТ
нашлось и для задней части капота мотороллера «Вятка-Электрон». От нее и
другой конструктивный узел: разрезанная поперек по полику рама силового
агрегата и установленная на раме мини-трактора. Рамы сварены вместе.
Причем задняя часть силового агрегата через уголок прикреплена к раме
мини-трактора. Ось колеса с тормозным барабаном снята. С наружной стороны
строго по центру к ней приварена стальная круглая болванка – будущий новый
вал такой длины, чтобы звездочки на нем и на редукторе главной передачи
находились бы на одной линии, а на конце вала стоял бы подшипник качения.
Вал-заготовка вставляется в токарный станок для доведения до требуемого
диаметра. Что касается параметров самой цепной передачи, то здесь все
зависит от имеющихся у конкретного самодельщика возможностей. Если на
главной передаче будет использоваться звездочка от мотороллера
«Вятка-Электрон», то на валу (новом!) отлично сработает звездочка от
мотоцикла «Минск». Ну а если на главной передаче применить ижевскую, то
звездочку «удлиненного» вала придется делать самостоятельно. Количество
зубьев подбирается по требуемому передаточному числу. «Удлиненный» вал
устанавливают на место в сборе с тормозным барабаном, напрессованной
звездочкой и подшипником в корпусе. Рулевая колонка – от автомашины
ГАЗ-51, укороченная. Вставляется она рулевым валом в отверстие передней
панели таким образом, чтобы редуктор с площадкой помещался между корпусом
цепи силового агрегата и рамой. Причем площадку колонки к поперечной балке
(швеллеру 100х60 мм) приваривают, в то время как рулевой вал к раме
силового агрегата крепится что ни на есть обычнейшим хомутом. От площадки
колонки до уголка крепления панели вмонтирован еще один уголок, служащий
опорой конечного подшипника вала силового агрегата. Уголок приваривается,
в нем высверливаются отверстия для креплений корпуса подшипника. Из других
конструкционных особенностей МТ нельзя не отметить, что в качестве рулевых
тяг здесь использованы тяги переключения передач от автомашины БелАЗ.
Крылья задних колес вырезаны из кузова старого «грузового» «Москвича» и
закреплены на стойках (уголок 25х25 мм). Для вала отбора мощности на
нижней ветви цепи предусмотрена установка углового редуктора (от
подвесного лодочного мотора или от любой сельхозтехники). Но его можно и
не ставить: ведь все зависит от выполняемых с помощью мини-трактора работ.
|
Рис. 1 |
Рис. 2 |